logo
рунге-_2-20~1

ДИЗАЙН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ (ФРГ)

После поражения гитлеровского тоталитаризма во Второй мировой войне Германия оказалась разделенной на две части - Восточную и Западную. На тер­ ритории, оккупированной США, Великобританией и Францией, была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ). Благодаря американским дотациям и кредитам по плану Маршалла, а также мобилизации внутренних ресурсов, в начале 1950-х годов в ФРГ начался экономический подъем. Происходило уско­ ренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики и ряда других от­ раслей промышленности.

Промышленность, ранее ориентированная, в основном, на выпуск военной техники, в связи с запретом подобного производства пытается как можно быст­ рее перейти на новую продукцию мирного назначения. Порой появляются нео­ бычные (с позиций сегодняшнего дня) решения. Так, производитель грозных военных самолетов «Мессершмитт» осваивает выпуск оригинального транспорт­ ного средства «Мессершмитт KR200» (1956) - мотороллера, закрытого кабиной боевого самолета (дизайнер Фриц Фенд).

Возобновили свою деятельность немецкие мастера прикладного искусства 1910-1920-х годов. Одновременно с их творчеством получают развитие модер­ нистские течения. Возрождается Веркбунд (1947), который в 1951 году орга­ низует Институт новой технической формы. Проводится выставка, на которой с учетом тяжелых послевоенных бытовых условий (война разрушила 5 млн квартир) были представлены многовариантные и простые решения по дизайну мебели. Пропагандировались практичные складные кровати, кровати-шкафы, легкие стулья. Под влиянием американской продукции господствующим ста­ новится обтекаемый стиль формообразования (стримлайн). Этому способство­ вало все большее распространение новых материалов. Так, в мебельной про­ мышленности широко использовался многослойный пластик резопал с лами­ нированием. В то же время в наиболее состоятельных и высших кругах обще­ ства возобновляется мода на псевдоисторическую мебель и оформленную в том же ключе бытовую технику.

В годы подъема экономики ФРГ (1950-1960-е) возрастает заинтересован­ ность в использовании находок дизайна крупными промышленными фирмами («АЭГ-Телефункен», фарфоровые фабрики «Арцберг-Шенваль» и др.). Проник­ новению дизайна в самые разнообразные отрасли промышленности способство­ вало создание творческих объединений дизайнеров и художников-прикладников (Союз немецких дизайнеров - VDID, Федеральный союз немецкой индустрии в Кельне и др.). С 1958 года издается журнал «Форм», одним из инициаторов из­ дания которого был Вильгельм Вагенфельд, выпускник Баухауза. Значительная доля дизайнерского творчества в эти годы была связана с электро- и электрон­ ными приборами, электротехническим оборудованием бытового, медицинского, конторского, научного и прочего назначения.