Концептуальные направления
В 1957 году на выставке «Цвет и форма» (вилла Ольмо, Комо) был показан оригинальный, ни на что не похожий «дизайн Кастильони», позднее охаракте ризованный как «концептуально-прикладное искусство». Младшие братья Кас тильони создали интерьер-коллаж жилой комнаты, где соседствовали как тради ционные изделия ремесленников, так и изделия промышленного производства (плетеная корзина, чугунная раковина-мойка, настенный черный телефон и пр.) с их собственными, специально спроектированными для выставки вещами. В числе этих вещей были: подвесной телевизор, который можно было опускать и поднимать к самому потолку; легкий стул - редизайн тонетовского стула «Мо дель 14»; низкий стол со сменяемыми столешницами; кресло из губчатой рези ны «Кубо», принимавшее форму тела сидящего. Наконец, там были ставшие впоследствии легендарными две модели табуретов: табурет для телефона «Сел ла» («Седло») - фантастическая конструкция из седла гоночного велосипеда, насаженного на раздвижную металлическую трубчатую конструкцию красного цвета, вставленную, в свою очередь, в полусферическое чугунное основание (эф фект «неваляшки»), которая предназначалась для того, чтобы «сидеть стоя» или «стоять сидя», и консольный табурет «Меццадро», представлявший собой укреп ленное на стальной пружинящей рессоре тракторное сиденье. Два последних изделия через пару десятков лет начали изготавливаться серийно фирмой «Дзанотта» (в 1983 и 1971 г., соответственно).
При впечатлении случайности отдельных элементов, экспозиция в целом несла определенную проектную установку. Прежде всего за ней стоял особый тип средо- и формообразования - коллажный с сюжетным (а не формально-сти листическим) единством. Не только большинство посетителей выставки, но и коллеги-дизайнеры не поняли и не оценили суть концепции. Говорили о шутке, о причуде «этих сумасшедших Кастильони».
Но уже в 1960-е годы все большее число дизайнеров-авангардистов начало восставать против элегантной стилистики модернизма. Стали организовываться группы радикального направления. Цель творчества они видели в отрицании формалистических ценностей итальянского неомодернизма, стремлении к обнов лению культурной и стилистической роли дизайна. В то же время они выступа ли за создание целостной предметной среды, а не отдельных объектов. Возник ли течения «антидизайна» и «контрдизайна». Термин «антидизайн» предложил Дж. Ч. Коломбо, который вел футурологические изыскания и создал концепту альные проекты по организации жилой среды.
Джоэ (Джованни) Чезаре Коломбо (1930-1971), известный итальянский дизайнер, окончил Миланскую академию изящных искусств и архитектурный факультет Миланского политехнического института. Первоначально работал как художник, скульптор и архитектор. Его творческое становление происходило в среде художественного авангарда (его брат Джанни - выдающийся представи тель абстрактно-кинетического направления в искусстве). Все это в сочетании с приобретенным проектным опытом (с 1962 активно проектировал мебель, обо
- Дизайн в автомобилестроении
- ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ФРАНЦИЯ
- Авангардный графический дизайн
- Лекция 19
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ДИЗАЙН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
- «Безопасный» автомобиль
- Метрополитен
- Сканирующий зондовый микроскоп
- Лекция 20
- ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН. «РЕАЛЬНОЕ» И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СТИЛЬ «ОЛИВЕТТИ»
- «Реальный» промышленный дизайн
- Концептуальные направления
- Лекция 21
- ДИЗАЙН СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
- Дизайн Финляндии
- Дизайн Швеции
- Дизайн Дании
- Лекция 22
- ДИЗАЙН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ (ФРГ)
- Высшая школа формообразования в г. Ульме
- Стиль компании «Браун»
- Дизайнерская группа «Фрогдизайн»
- Второй пример (короткий)
- Литература
- ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Промышленный дизайн. Организационные формы дизайн-деятельности
- Фирма «ГК». Кендзи Экуан
- Графический дизайн. Промышленная графика
- Ашпература
- Время «оттепели», создание ВНИИТЭ
- Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ
- Литература
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы)
- Аксиоморфологическая концепция дизайна
- Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ
- Литература
- ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
- Чехословацкая Социалистическая Республика
- «Функция — форма — качество». Германская Демократическая Республика
- Литература
- Массовая культура, поп-искусство (поп-арт)
- Направление «оп-арт»
- Дизайн для реального мира Виктора Папанека
- Постмодернизм в дизайне
- Литература
- ДИЗАЙН В ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Художественно-экспертный совет (Совет по дизайну) отрасли
- Аишерашура
- Промышленный дизайн
- Проект поезда метрополитена
- Графический дизайн
- НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
- Системно-средовой подход в дизайнерских вузах
- Аитература
- по дисциплине «История дизайна»
- Аитература