ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
После Второй мировой войны сформировалась система социалистических стран, объединенных социально-экономической и политической общностью, в ко торой на плановой основе складывалась совокупность товарно-денежных отноше ний. Наиболее конкретно содружество в хозяйственно-экономической деятельно сти, в научно-технической и культурной областях проявлялось в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ, учрежден в 1949). Одновременно с эконо мической и социально-культурной интеграцией СССР и социалистических стран Восточной Европы между ними сложился относительно замкнутый рынок.
Сотрудничество стран-членов СЭВ развивалось в различных областях; пред метная среда в них также становилась во многом результатом совместных уси лий. В домах на кухне могли встретиться венгерская мебель, советский холо дильник, польская газовая плита, светильники, миксер и другая бытовая техни ка из Германской Демократической Республики (ГДР), болгарская керамика и чехословацкое стекло. В офисах соседствовали венгерская вычислительная тех ника и мебель, осветительная арматура из ГДР; венгерская и советская меди цинская техника работали вместе в больницах и поликлиниках. Советские теп ловозы, чехословацкие электровозы везли поезда из вагонов, построенных в ГДР; на улицах городов, на шоссе между ними - венгерские «Икарусы», советские «ЛИАЗы» и т.д. Развивалось и многостороннее сотрудничество по разработке конкретных видов продукции (станки, научное оборудование и пр.).
Одной из граней процесса экономической и социально-культурной интегра ции было сотрудничество в области дизайна. Произошедшие в конце XX века социально-политические и хозяйственно-экономические события в «социалисти ческом лагере» позволяют сегодня довольно четко отмерить основной времен ной отрезок этого сотрудничества - двадцать с небольшим лет. Точкой отсчета можно считать Первую всесоюзную выставку по художественному конструиро ванию в Москве (1965), в рамках которой представительные организации социа листических стран обсудили теоретические направления и организационные формы дизайна. Основные итоги фактически были подведены крупным много плановым мероприятием также в Москве. Весной 1985 года прошли междуна родная выставка и симпозиум «Дизайн - социалистическому обществу» [26.6; 26.10]. Итоговой стала 2-ая выставка под этим же девизом в Праге в 1988 году.
Развитие дизайна и его организационных форм в социалистических странах включало несколько этапов - от формирования отдельных дизайнерских служб в конце 1940-начале 1950-х годов до создания развитых государственных систем ди зайна, активно участвовавших в промышленном производстве и социально-культур ной жизни. Благодаря возросшему внутригосударственному влиянию и междуна родному авторитету к концу 1960-х годов членами ИКСИДа уже были восемь орга низаций из шести социалистических стран: ВНИИ технической эстетики СССР,
Институт технической эстетики ПНР, Институт технической эстетики ГДР, по две
- Дизайн в автомобилестроении
- ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ФРАНЦИЯ
- Авангардный графический дизайн
- Лекция 19
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ДИЗАЙН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
- «Безопасный» автомобиль
- Метрополитен
- Сканирующий зондовый микроскоп
- Лекция 20
- ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН. «РЕАЛЬНОЕ» И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СТИЛЬ «ОЛИВЕТТИ»
- «Реальный» промышленный дизайн
- Концептуальные направления
- Лекция 21
- ДИЗАЙН СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
- Дизайн Финляндии
- Дизайн Швеции
- Дизайн Дании
- Лекция 22
- ДИЗАЙН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ (ФРГ)
- Высшая школа формообразования в г. Ульме
- Стиль компании «Браун»
- Дизайнерская группа «Фрогдизайн»
- Второй пример (короткий)
- Литература
- ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Промышленный дизайн. Организационные формы дизайн-деятельности
- Фирма «ГК». Кендзи Экуан
- Графический дизайн. Промышленная графика
- Ашпература
- Время «оттепели», создание ВНИИТЭ
- Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ
- Литература
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы)
- Аксиоморфологическая концепция дизайна
- Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ
- Литература
- ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
- Чехословацкая Социалистическая Республика
- «Функция — форма — качество». Германская Демократическая Республика
- Литература
- Массовая культура, поп-искусство (поп-арт)
- Направление «оп-арт»
- Дизайн для реального мира Виктора Папанека
- Постмодернизм в дизайне
- Литература
- ДИЗАЙН В ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Художественно-экспертный совет (Совет по дизайну) отрасли
- Аишерашура
- Промышленный дизайн
- Проект поезда метрополитена
- Графический дизайн
- НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
- Системно-средовой подход в дизайнерских вузах
- Аитература
- по дисциплине «История дизайна»
- Аитература