ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Виюле-августе 1984 года в Москве прошла представительная выставка «Японский дизайн. Традиции и современность». Выставка при первом осмотре
ипервых впечатлениях вызвала недоумение специалистов: «Что нам показыва ют? Есть ли вообще японский дизайн?». Чем было обусловлено такое впечатле ние и некоторое смятение мыслей, и что на самом деле было представлено на выставке?
Это была большая выставка (более 2-х тыс. экспонатов) образцов японской материальной культуры и современного дизайна, т.е. как бы две экспозиции, тес но соединенные в одну.
Вэкспозиции декоративно-прикладного искусства (произведения ис кусств и изделия ремесел) было трудно сразу отличить (да и потом тоже), какие из предметов созданы несколько веков назад, какие в XIX веке, а ка кие - сегодня.
Впредметах современного японского дизайна бросалось в глаза их «несоб ственное лицо», т.е. явственно проявились характерные черты американского и европейского направлений формообразования изделий. Автомобили - как в Америке и Европе; многие элементы посуды, особенно фарфоровой с металли ческими ручками, напоминают работы финна Тимо Сарпаневы и т.д.
Главное - экспонаты почти ничем не напоминали о своем японском про исхождении. Объяснение этого явления заключалось в том, что японская про дукция предназначалась, в основном, для экспорта с хождением по всему миру и поэтому нигде не должна была казаться чужой. Более того, японцы поставляли в Америку фактически созданные ими «американизированные» культурные образцы, начиная все больше влиять на формирование «амери канского образа жизни» (электроника, видеотехника, фотоаппаратура, часы, автоматизированные кухонные агрегаты и даже автомобили). При этом по ставлялись не отдельные новые образцы (как это делали сами американцы), а выплескивались сразу целые комплексы, системы изделий новых поколе ний. Черный цвет японской электроники в те годы стал опознавательным цветом «электронной цивилизации».
Вэкспозиции выставки, слайд-фильме, демонстрировавшемся на ней, в ее каталоге отчетливо прослеживалась целостная философская концепция. На ос нове сложившегося в японской национальной культуре образного понимания природы, сменяемости и повторяемости ее периодов активно звучала тема не просто влияния вековых традиций на современное искусство, дизайн и ремесло, а цикличность процессов на протяжении столетий и даже тысячелетий.
Вкаталоге выставки говорилось: «Будь то смена времен года... или чередова ние рассвета и заката, дня с ночью, японцам свойственно постоянное ощущение в этом не только бренности бытия, но и бесконечного вращения времени». В этих строках кроется ключ к концепции выставки. Не прямолинейное движение из прошлого в будущее, от традиций к современности, а круговорот времени с
- Дизайн в автомобилестроении
- ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ФРАНЦИЯ
- Авангардный графический дизайн
- Лекция 19
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ДИЗАЙН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
- «Безопасный» автомобиль
- Метрополитен
- Сканирующий зондовый микроскоп
- Лекция 20
- ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН. «РЕАЛЬНОЕ» И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СТИЛЬ «ОЛИВЕТТИ»
- «Реальный» промышленный дизайн
- Концептуальные направления
- Лекция 21
- ДИЗАЙН СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
- Дизайн Финляндии
- Дизайн Швеции
- Дизайн Дании
- Лекция 22
- ДИЗАЙН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ (ФРГ)
- Высшая школа формообразования в г. Ульме
- Стиль компании «Браун»
- Дизайнерская группа «Фрогдизайн»
- Второй пример (короткий)
- Литература
- ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Промышленный дизайн. Организационные формы дизайн-деятельности
- Фирма «ГК». Кендзи Экуан
- Графический дизайн. Промышленная графика
- Ашпература
- Время «оттепели», создание ВНИИТЭ
- Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ
- Литература
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы)
- Аксиоморфологическая концепция дизайна
- Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ
- Литература
- ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
- Чехословацкая Социалистическая Республика
- «Функция — форма — качество». Германская Демократическая Республика
- Литература
- Массовая культура, поп-искусство (поп-арт)
- Направление «оп-арт»
- Дизайн для реального мира Виктора Папанека
- Постмодернизм в дизайне
- Литература
- ДИЗАЙН В ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Художественно-экспертный совет (Совет по дизайну) отрасли
- Аишерашура
- Промышленный дизайн
- Проект поезда метрополитена
- Графический дизайн
- НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
- Системно-средовой подход в дизайнерских вузах
- Аитература
- по дисциплине «История дизайна»
- Аитература