4.3. Полевые обследования
4.3.1. Полевые обследования состоят в осмотре и визуальной оценке состояния дорог и дорожных сооружений, а также в инструментальных измерениях параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик в объемах, необходимых для комплексной оценки качества дорог и уровня их содержания, указанных в соответствующих разделах настоящих правил.
4.3.2. Полевые обследования проводят в теплый период года как правило комбинированным способом: визуальный осмотр с простейшими измерениями и детальное обследование с применением передвижных лабораторий.
4.3.3. В начале полевых обследований осуществляют рекогносцировочный осмотр дороги, в процессе которого уточняют:
¾ местоположение начала и конца характерных участков дороги, основных населенных пунктов, мостов и путепроводов, пересечений с крупными водными преградами и железными дорогами и т.п.;
¾ местоположение участков дороги, для которых отсутствует исходная информация в технической документации;
¾ места проведения детального инструментального обследования транспортно-эксплуатационных параметров.
4.3.4. Полевые обследования проводят в соответствии с указаниями и методиками измерения основных параметров дорог, приведенных в приложениях к настоящим правилам.
В процессе полевых обследований определяют и уточняют:
¾ длину дороги и ее характерных участков, длины прямых и кривых в плане, радиусы кривых в плане, наличие виража и его поперечный уклон;
¾ продольные уклоны и видимость поверхности дороги;
¾ высоту насыпей, тип местности по увлажнению;
¾ ширину проезжей части, краевых укрепленных полос, ширину обочин, в том числе ширину укрепленной и неукрепленной части обочин;
¾ тип и состояние дорожной одежды и покрытия на проезжей части, на краевых полосах и обочинах;
¾ ровность и коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорогой;
¾ дефектность покрытия на всем протяжении и прочность дорожной одежды на участках, где визуально установлено наличие трещины, келейности, просадок или проломов, а коэффициент обеспеченности расчетной скорости по ровности меньше нормативного для данной категории дороги;
¾ интенсивность и состав движения;
¾ фактические габариты и грузоподъемность мостов, их длину;
¾ местоположение и степень соответствия требованиям СНиП и других нормативных документов площадок отдыха, автозаправочных станций, мотелей и кемпингов, а также пересечений с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок, ограждений, тротуаров и пешеходных дорожек.
4.3.5. При отсутствии достоверных данных об оценке качества содержания указанную оценку выполняют в процессе полевых обследований в соответствие с Инструкцией по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог ВН 10-87 Минавтодор РСФСР, М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1990. - 22 с.
В этом случае всю необходимую информацию для оценки также собирают в процессе полевых обследований.
4.3.6. Полные первичные обследования проводят как правило в следующей последовательности:
визуальный осмотр и обследования;
определение параметров геометрических элементов дороги;
оценка ровности дорожного покрытия;
оценка сцепных качеств дорожного покрытия;
оценка прочности дорожной одежды;
обследование состояния инженерного оборудования и обустройства;
уточнение интенсивности к состава движения;
уточнение оценки уровня эксплуатационного содержания.
При этом отдельные виды работ могут выполняться одновременно.
4.3.7. Инструментальную съемку геометрических параметров дороги проводят по сквозному километражу от начала до конца обследуемой дороги (участка) с оформлением пикетажной книжки, в которой ведется учет всех параметров элементов дорожного полотна и дорожных сооружений.
На первой странице пикетажной книжки указывают должности, фамилии инициалы руководителя бригады и исполнителей, а также адрес и телефон организации, выполняющей работы.
4.3.8. Все полевые записи выполняют отчетливо, карандашом в заранее заготовленные формы, таблицы и журналы. При исправлении неправильно записанное зачеркивают и сверху или рядом делают новую запись. Стирать неправильно записанное запрещается. На каждом документе полевых записей указывают время (число, месяц, год) внесения записи и отчетливую подпись лица, сделавшего их.
4.3.9. Обследования инженерного оборудования и обустройства дорог осуществляют во время общего визуального осмотра дороги или организуют отдельный проезд автомобиля с наблюдателями. Движение осуществляют с остановками у каждого элемента инженерного оборудования и обустройства. При этом определяют все параметры и характеристики, необходимые для оценки дефектности каждого указанного элемента, которые заносят в специальные журналы.
Главная задача этого обследования состоит в определении дефектности инженерного оборудования и обустройства.
При соблюдении всех нормативных требований делают отметку о том, что данный элемент инженерного оборудования соответствует требованиям СНиП. При наличии каких-либо отклонений указывают, что нормативные требования не соблюдены, отмечает какие именно отклонения имеются и какие мероприятия следует выполнять, чтобы устранить дефекты.
Для оценки качества содержания дороги одновременно заполняют ведомость дефектов в соответствии с указаниями Инструкции по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог ВН 10-67.
Для определения показателя инженерного оборудования и обустройства дорог кроме информации, соответствующей требованиям ВН 10-87 по каждому элементу инженерного оборудования и обустройства собирают данные, изложенные в п. 4.3.9.1 - 4.3.9.7.
4.3.9.1. По пересечениям и примыканиям автомобильных дорог в одном и разных уровнях, а также пересечениям с железными дорогами устанавливают:
¾ местоположение (км, плюс);
¾ степень соответствия требованиям п. 5.1 - 5.18 СНиП 2.05.02-85 к параметрам, расположению и оборудованию.
Отдельно выделяют неорганизованные ("дикие") съезды и переезды, а также пересечения с улицами и въездами во дворы в населенных пунктах, по которым указывают местоположение (км, плюс, справа, слева) и краткую характеристику (неорганизованный съезд, въезд во двор и т.д.).
4.3.9.2. По дорожным ограждениям устанавливает:
¾ их наличие и протяженность с каждой стороны дороги, начало и конец (км, плюс) на каждом участке lj, м;
¾ необходимую протяженность в соответствии с требованиями п. 9.3, 9.4 и 9.9 СНиП 2.05.02-85, а также п.5.1 и 5.2 ГОСТ 2357-86; lн, м.
4.3.9.3. По автобусным остановкам устанавливают местоположение и степень соответствия требованиям п. 10.8 и 10.9 СНиП 2.05.02-85 параметров автобусных остановок на каждом участке дороги. Из общего количества N остановок, выделяют количество остановок, полностью соответствующих требованиям СНиП ¾ Nн.
4.3.9.4. По площадкам отдыха определяют нормативное расстояние между площадками отдыха для данной категории дороги в соответствии с п. 10.11 СНиП 2.05.02-85, lн и количество площадок отдыха, соответствующих требованиям СНиП на данной дороге, или участка дороги, nн.
4.3.9.5. По тротуарам и пешеходным дорожкам вдоль дороги в населенных пунктах определяют:
¾ требуемую в соответствии с п. 10.2.3 и 10.2.4 ВСН 25-86 протяженность тротуаров и пешеходных дорожек, м.
¾ фактическую протяженность, lj, м.
4.3.9.6. По автозаправочным станциям устанавливают,
¾ нормативное расстояние между АЗС в соответствии с п. 10.12 СНиП 2.05.02-85, lн, км;
¾ фактическое количество АЗС на дороге или участке дороги, g.
4.3.9.7. По мотелям и кемпингам устанавливают:
¾ нормативное расстояние между мотелями и кемпингами в соответствии с п. 10.15 СНиП;
¾ фактическое количество мотелей и кемпингов на дороге.
4.3.10. Работы по обследованию автомобильных дорог относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго и неуклонительно соблюдать действующие правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании дорог, а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ по обследованию непосредственно на дороге должны соблюдаться требования инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ. В случае использования новых приемов труда и передвижных лабораторий, для которых требования техники безопасности не предусмотрены, следует соблюдать требования специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний, утвержденных администрацией организаций по согласованию с технической инспекцией местного профсоюза.
- 1. Общие положения
- 2. Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
- 2.3. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог
- 2.4. Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния
- 2.5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 2.6. Определение показателя содержания автомобильной дороги
- 2.7. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
- 3. Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- 4. Технология диагностики автомобильных дорог
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Подготовительный период
- 4.3. Полевые обследования
- 4.4. Обработка материалов полевых обследований
- 5. Анализ результатов оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и определение видов дорожно-ремонтных работ
- Линейный график тэс участка автомобильной дороги II категории и порядок его составления (пример)
- 1. Сбор и оформление полученной информации
- 2. Определение комплексного показателя тэс дороги
- 3. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 4. Определение показателя эксплуатационного содержания
- 5. Определение показателя качества на характерных участках дороги
- 6. Определение качества участка дороги
- Методы инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог
- 1. Общие положения
- 2. Проведение полевых измерений
- 2.1. Восстановление трассы
- 2.2. Определение ширины проезжей части, краевых укрепленных полос и обочин
- 2.3. Определение радиусов кривых в плане
- 2.4. Определение продольных уклонов
- 2.5. Определение видимости
- 3. Измерение геометрических элементов с помощью прибора кп-208
- 3.1. Назначение и устройство
- 1 ¾ Датчик пути (мерное колесо); 2 ¾ блок гироскопических датчиков; 3 ¾ пульт управления; 4 ¾ гибкий вал (привод лентопротяжных механизмов в каротажных регистраторах) ; 5 ¾ каротажные регистраторы
- 3.2. Проведение измерений
- 3.3. Обработка результатов измерения
- 4. Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
- Методы и приборы измерения ровности и сцепных .Свойств дорожного покрытия
- 1. Общие положения
- 2. Лаборатория контроля ровности и коэффициента сцепления дорожных покрытия кп-511
- 2.1. Назначение и устройство лаборатории кп-511
- 1 ¾ Отсек водителя; II ¾ операторский отсек; III ¾ рабочий отсек; IV ¾ динамометрический прицеп;
- 2.2. Технические характеристики лаборатории кп-511
- 2.3. Подготовка лаборатории кп-511 к работе
- 2.4. Проведение измерений
- 2.5. Обработка результатов измерения
- 3. Толчкомер тхк-2
- 4. Передвижная многоопорная рейка пкр-4м для контроля ровности дорожных покрытий
- 5. Ровномер шил-р-5
- 6. Прибор ппк-2
- 6.1. Назначение и устройство прибора.
- 6.2. Подготовка прибора к работе
- 6.3. Проведение измерений
- Методика визуальной оценки состояния дорожной одежды
- Методика диагностики дорожных одежд нежесткого типа по прочности в процессе детальной инструментальной оценки
- 1. Основные положения
- 2. Требуемые расчетные модули упругости для инструментальной оценки прочности дорожной одежды
- 3. Оборудование для оценки прочности дорожных одежд
- Принципиальная схема установок динамического нагружения
- 4. Подготовка к проведению детальных инструментальных испытаний
- 5. Проведение испытаний
- 6. Обработка результатов испытаний и расчет усиления дорожной одежды
- Методы и приборы учета движения транспортных средств на автомобильных дорогах
- 1. Общие положения
- 2. Требования к техническим средствам учета движения
- 3. Определение интенсивности движения и состава транспортного потока с помощью анализатора астп-7м