logo
норматив

3. Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

3.1. В соответствии с Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (п. 3.1.1) обязанности по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог и дорожных сооружений, учету движения, созданию и развитию автоматизированного банка данных о состоянии дорог и мостов возлагаются на подразделения дорожно-эксплуатационной службы. Временной классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приказ Минавтодора РСФСР от 16.06.88 № 72-ОР) работы по обследованию и определению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и искусственных сооружений, их испытанию и диагностике в полном объеме включены в ремонт дорог, а отдельно учет движения и другие наблюдения, необходимые для правильной организации службы по содержанию дорог, технический учет, инвентаризация и паспортизация дорог и дорожных сооружений включены в состав работ по содержанию.

3.2. Все работы по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений дорожная служба выполняет собственными силами или с привлечением проектных, проектно-технологических, научных организаций, высших учебных заведений, кооперативов и других организаций.

3.3. Одной из наиболее эффективных форм организации работ по диагностике и оценке состояния дорог является создание хозрасчетной службы диагностики состояния автомобильных дорог с целью обеспечения дорожных организаций объективной информацией о технических параметрах, характеристиках и транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, а также оценки этого состояния, необходимой для разработки мероприятий и планов по ремонту и содержанию дорог.

3.4. Служба диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог обеспечивает решение следующих задач:

¾ сбор объективной информации о техническом уровне, инженерном оборудовании и обустройстве, эксплуатационном состоянии автомобильных дорог и дорожных сооружений;

¾ сбор информации о планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работах и мероприятиях на обслуживаемой сети дорог;

¾ оценка качества автомобильных дорог и уровня их содержания, выявление участков несоответствующих нормативным требованиям, места их расположения, протяженности, степени и основных причин несоответствия;

¾ разработка прогноза изменения состояния дорог и предложений по повышению транспортно-эксплуатационного состояния, определение видов основных ремонтных работ, их состава и очередности выполнения;

¾ создание и развитие автоматизированного банка дорожных данных, обработка, хранение и выдача информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, связь с другими информационно-поисковыми системами.

3.5. Основной структурной единицей службы диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог является дорожная испытательная (диагностическая) станция (ДИС), оснащенная передвижными лабораториями, приборами и другой аппаратурой для измерения параметров дорог и определения их состояния (табл. 3.1). Одна диагностическая станция обслуживает около 10 тыс. км дорог.

Таблица 3.1

Перечень

технических средств диагностической станции

№№

пп

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Лаборатория КП-511 для измерения ровности и скользкости дорог

2

Лаборатория КП-502 МП для измерения прочности нежестких одежд

1

3.

Лаборатория КП-208 для измерения основных геометрических параметров

1

4.

Прибор ППК-2 для измерения коэффициента сцепления на сложных участках дорог

2

5.

Прогибомер КП-204 для измерения прочности дорожной одежды методом статического нагружения

1

6.

Прибор Васильева для измерения влажности предела текучести грунта

2

7.

Набор бюксов

100

8.

Сушильный шкаф

2

9.

Стационарные посты для определения температуры грунта земляного полотна

8 - 10

10.

Весы 1 кл. электронные ВПК-500

2

11.

Персональная ЭВМ типа IВМ РС/АТ

1

12.

Дискеты для накопления информации

100

13.

Микрофот (прибор для просмотра кино-фото-материала)

1

14.

Комплект вспомогательного оборудования для обслуживания передвижных лабораторий

1

3.6. Состав диагностических станций включает группу дорожно-полевых обследований (8 - 12 чел.), группу обработки и оформления выходных материалов (6 - 9 чел.), бригаду по ремонту и профилактическому обслуживанию передвижных лабораторий (4 - 6 чел.).

3.7. Результаты измерения параметров дорог диагностическими станциями преобразовываются к виду, пригодному для ввода в банк данных, записываются на промежуточный магнитный носитель (гибкий магнитный диск), передаются заказчику и в автоматизированный банк данных, где они хранятся и накапливаются.

3.8. Автоматизированные банки дорожных данных (АБДД) организуют в органе управления сетью дорог области или автомобильной дорогой. Технической базой АБДД является персональная ЭВМ. Банк оснащается комплексом программ по обработке результатов измерения параметров дорог в ЭВМ, решению информационно-поисковых задач (поиск и выдача по запросу значений параметров дороги, распечатка формуляров технического паспорта дороги, выделение участков с значениями параметров ниже нормативных и др.), расчету единого показателя качества дороги (дорог) и его составляющих, выявлению причин снижения транспортно-эксплуатационных качеств, назначению дорожно-ремонтных работ, и определению их объемов, а также формирование интегрированной информации для передачи на высший уровень управления и статотчетности. Автоматизированный банк дорожных данных обслуживает один человек.

3.9. Автоматизированный банк дорожных данных работает в режиме пользователя, режиме оператора и режиме администратора, которые различаются возможностями внесения изменений (корректив) в содержимое базы данных.

3.9.1. Режим пользователя рассчитан на инженерно-технический персонал дорожных организаций, род деятельности которых связан с оценкой состояния дорог, планированием ремонтных работ, решением вопросов повышения технического уровня дорог и развития дорожной сети. Эксплуатация банка данных в режиме пользователя не требует специальных знаний в области вычислительной техники, но при помощи системы вспомогательных инструкций (подсказок) позволяет решить на ЭВМ любую задачу, связанную с оценкой состояния дороги, расчетом комплексного показателя качества дороги, назначением видов ремонтных работ, получением информации о параметрах дорог и т.д. Работа в режиме пользователя не позволяет добавлять или изменять информации о параметрах обследованных дорог и вносить изменения в эксплуатируемые программы.

3.9.2. Режим оператора ориентирован на инженера-дорожника, изучившего структуру базы данных, инструкции по эксплуатации программного обеспечения, требования по подготовке исходных данных для ввода информации в банк, инструкции по анализу и исправлению ошибок в данных, выявляемых в процессе загрузки информации. Режим оператора позволяет вносить изменения в содержимое базы данных о параметрах транспортно-эксплуатационного состояния дорог, но не позволяет изменить структуру базы данных, внести коррективы в программное управление (обеспечение).

3.9.3. Режим администратора банка данных имеет наиболее полные функциональные возможности. Помимо функций, указанных в п. 3.9.2 и 3.9.3, можно изменять базу данных, а также вносить изменения в программное обеспечение. Режим рассчитан на специалиста в области программирования на ПЭВМ, знающего структуру базы данных и освоившего базовую систему управления (СУБД Клиппер или ей подобные). Администратор банка данных - это специалист, работающий в центральной диагностической станции, который решает вопросы поддержания и развития банка.