Методика визуальной оценки состояния дорожной одежды
1.1. Визуальная оценка состояния дорожной одежды является способом получения предварительной информации, позволяющей выявить места, подлежащие детальной инструментальной оценке прочности.
1.2. Визуальную оценку производят один раз в год ранней весной до начала периода ослабления дорожной одежды.
1.3. Оценку выполняет группа в составе: инженер (руководитель группу), техник и водитель автомобиля.
1.4. Группа должна иметь следующие оборудование и инвентарь:
1) легковой автомобиль или микроавтобус;
2) дорожные знаки: "Дорожные работы" и "Объезд препятствия слева";
3) деревянные рейки длиной 1 и 2 м и линейку с миллиметровыми делениями для измерения глубины колей;
4) журнал визуальной оценки;
5) желтые жилеты безопасности.
1.5. До начала визуальной оценки необходимо подготовить журнал с ведомостями дефектов, убедиться в исправности автомобиля и указанного в п. 1.4 оборудования, установить на автомобиле дорожные знаки "Дорожные работы" и "Объезд препятствия слева", провести инструктаж всех членов группы, обратив особое внимание на важность соблюдения всех требований безопасности работ. До проведения обследования проводят обучение пользованием данной методикой с целью приобретения необходимых навыков.
1.6. Визуальную оценку производят в процессе проезда автомобиля со скоростью, позволяющей фиксировать имеющиеся на покрытии дефекты (10 - 20 км/час). Для удобства осмотра специалист, производящий этот осмотр (инженер) садится рядом с водителем, а ведущий записи (техник) располагается сзади.
1.7. При необходимости более подробного осмотра отдельных участков (уточнение характера дефекта) или проведения измерений (измерение глубины колеи) автомобиль проезжает вперед от места дефекта на 5 - 10 м, инженер и техник выходят из автомобиля и двигаются по обочине в направлении, обратном движению. В случае выхода на проезжую часть работу следует производить под защитой автомобиля, располагающегося так, чтобы знаки "Дорожные работы" и "Объезд препятствия слева" были обращены навстречу движения.
1.8. Результаты осмотра заносят в журнал. Форма которого приведена в табл. 1.1. Состояние дорожной одежды оценивают в баллах:
Без дефектов и отдельные трещины .........................5 - 4,5
Редкие трещины .........................................................4,5 - 3,5
Частые трещины.........................................................3,5 - 2,5
Сетка трещин, небольшая келейность .....................2,5 - 1,5
Просадки, значительная келейность, проломы ......1,5 - 0,5
Таблица 1.1
Журнал визуальной оценки состояния дорожной одежды
Наименование дороги _______________________
Километры + метры в начале | Балл участка на полосе движения | Средний балл частного участка | Средний балл однотипного участка | Тип покрытия | Примечание | |
частного участка | правая | левая |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
48 + 050 | 2 | 2,8 | (2,0+2,8):2 = 2,4 | 2,24 | Асфальтобетон |
|
48 + 100 | 1,5 | 1,8 | (1,5+1,8):2 = 1,65 |
| То же |
|
48 + 180 | 2.8 | 2,8 | (2,8+2,8):2 = 2,8 |
| То же |
|
Оценка состояния дорожной одежды дана в соответствии с инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83, но с некоторым укрупнением показателей.
Показатели дефектов дорожной одежды могут быть охарактеризованы следующим образом:
Отдельные трещины ¾ трещины разного направления, обычно расположенные друг от друга на значительном расстоянии (не менее 10 м);
Редкие трещины ¾ поперечные и косые, не связанные между собой трещины (среднее расстояние между соседними трещинами 4 - 10 м);
Частые трещины ¾ поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур (среднее расстояние между соседними трещинами 1 - 4 м).
Сетка трещин ¾ трещины произвольного очертания, образующие замкнутые фигуры, расположенные в разных местах проезжей части.
Келейность ¾ плавное искажение поперечного профиля покрытия, локализованное на полосах наката.
Просадки ¾ резкие искажения профиля покрытия, имеющие вид впадин с округлыми краями, на асфальтобетонном покрытии часто сопровождаются сеткой трещин.
Проломы ¾ полное разрушение дорожной одежды с резким искажением профиля покрытия, на асфальтобетонном покрытии сопровождаются сеткой трещин в прилегающих зонах покрытия.
Для более полного учета состояния того или иного дефекта дорожной одежды следует применять дробные значения баллов в соответствии с табл. 1.2.
1.9. В процессе визуальной оценки состояния дорожной одежды ее делят на однотипные участки длиной от 100 до 1000 м, границы которых назначают по близким состояниям одежды. Расстояния устанавливают по спидометру автомобиля. Внутри каждого участка в соответствии с табл. 1.2 назначают частные участки с практически одинаковым состоянием одежды в баллах. В случае наличия нескольких дефектов балл назначают по дефекту, дающему наиболее низкое его значение.
Таблица 1.2
Дробные значения баллов для оценки состояния дорожной одежды
№№ пп | Состояние покрытия и характер повреждения | Оценка в баллах |
1 | 2 | 3 |
1. | Без дефектов и отдельные трещины на расстоянии более 40 м | 5 |
| Отдельные трещины на расстоянии 20 - 40 м между трещинами | 4,8 - 5 |
| То же на расстоянии 10 - 20 м | 4,5 - 4,8 |
2. | Редкие трещины на расстоянии между соседними трещинами 6 - 10 м | 4 - 4,5 |
| То же 6 - 8 м | 3,8 - 4 |
| То же 4 - 6 м | 3,5 - 3,8 |
3. | Частые трещины на расстоянии между соседними трещинами 3 - 4 м | 3 - 3,5 |
| То же 2 - 3 м | 2,8 - 3 |
| То же 1 - 2 м | 2,5 - 2,8 |
4. | Сетка трещин при относительной площади, занимаемой сеткой менее 30% | 2 - 2,5 |
| То же 30 - 60 % | 1,8 - 2 |
| То же 60 - 90 % | 1,5 - 1,8 |
5. | Келейность при средней глубине колей 5 мм | 1,8 - 2 |
| То же 5 - 10 мм | 1,5 - 1,8 |
| То же > 10 мм | 1 - 1,5 |
6. | Просадки при относительной площади просадок 20 % | 1 - 1,5 |
| То же 20 - 50 % | 0,8 - 1 |
| То же > 50 % | 0,5 - 0,8 |
7 | Проломы дорожной одежды при относительной площади занимаемой проломами 10 % | 1 - 1,5 |
| То же 10 - 30 % | 0,8 - 1 |
| То же ³ 30 % | 0,5 - 0,8 |
1.10. На каждом однотипном участке в камеральных условиях вычисляют средний балл по формуле:
Бср = (1.1)
где Бj и Lj ¾ соответственно балл и протяженность частных участков j с практически одинаковым состоянием одежды в баллах;
n ¾ число частных участков.
Средний балл частного участка (графа 4 в табл. 1.1) вычисляют как среднее арифметическое (полусумма баллов по правой и левой полосам движения).
1.11. В табл. 1.1 заносят также тип покрытия (графа 6) по внешнему виду с уточнением в камеральных условиях по паспорту дороги. В графу 7 вносят дополнительные соображения, например, наличие загрязнения на отдельных участках, затрудняющих установление балла, наличие пучин и т.п. В случае загрязнения балл уточняют после очистки участка.
1.12. По величине среднего балла устанавливают целесообразность детального обследования с использованием специального оборудования на участке:
¾ для дорог I категории ¾ Бср £ 3,5
¾ то же II категории ¾ Бср £ 3,0
¾ III - IV категории ¾ Бср £ 2,5
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
- 1. Общие положения
- 2. Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
- 2.3. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог
- 2.4. Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния
- 2.5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 2.6. Определение показателя содержания автомобильной дороги
- 2.7. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
- 3. Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- 4. Технология диагностики автомобильных дорог
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Подготовительный период
- 4.3. Полевые обследования
- 4.4. Обработка материалов полевых обследований
- 5. Анализ результатов оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и определение видов дорожно-ремонтных работ
- Линейный график тэс участка автомобильной дороги II категории и порядок его составления (пример)
- 1. Сбор и оформление полученной информации
- 2. Определение комплексного показателя тэс дороги
- 3. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 4. Определение показателя эксплуатационного содержания
- 5. Определение показателя качества на характерных участках дороги
- 6. Определение качества участка дороги
- Методы инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог
- 1. Общие положения
- 2. Проведение полевых измерений
- 2.1. Восстановление трассы
- 2.2. Определение ширины проезжей части, краевых укрепленных полос и обочин
- 2.3. Определение радиусов кривых в плане
- 2.4. Определение продольных уклонов
- 2.5. Определение видимости
- 3. Измерение геометрических элементов с помощью прибора кп-208
- 3.1. Назначение и устройство
- 1 ¾ Датчик пути (мерное колесо); 2 ¾ блок гироскопических датчиков; 3 ¾ пульт управления; 4 ¾ гибкий вал (привод лентопротяжных механизмов в каротажных регистраторах) ; 5 ¾ каротажные регистраторы
- 3.2. Проведение измерений
- 3.3. Обработка результатов измерения
- 4. Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
- Методы и приборы измерения ровности и сцепных .Свойств дорожного покрытия
- 1. Общие положения
- 2. Лаборатория контроля ровности и коэффициента сцепления дорожных покрытия кп-511
- 2.1. Назначение и устройство лаборатории кп-511
- 1 ¾ Отсек водителя; II ¾ операторский отсек; III ¾ рабочий отсек; IV ¾ динамометрический прицеп;
- 2.2. Технические характеристики лаборатории кп-511
- 2.3. Подготовка лаборатории кп-511 к работе
- 2.4. Проведение измерений
- 2.5. Обработка результатов измерения
- 3. Толчкомер тхк-2
- 4. Передвижная многоопорная рейка пкр-4м для контроля ровности дорожных покрытий
- 5. Ровномер шил-р-5
- 6. Прибор ппк-2
- 6.1. Назначение и устройство прибора.
- 6.2. Подготовка прибора к работе
- 6.3. Проведение измерений
- Методика визуальной оценки состояния дорожной одежды
- Методика диагностики дорожных одежд нежесткого типа по прочности в процессе детальной инструментальной оценки
- 1. Основные положения
- 2. Требуемые расчетные модули упругости для инструментальной оценки прочности дорожной одежды
- 3. Оборудование для оценки прочности дорожных одежд
- Принципиальная схема установок динамического нагружения
- 4. Подготовка к проведению детальных инструментальных испытаний
- 5. Проведение испытаний
- 6. Обработка результатов испытаний и расчет усиления дорожной одежды
- Методы и приборы учета движения транспортных средств на автомобильных дорогах
- 1. Общие положения
- 2. Требования к техническим средствам учета движения
- 3. Определение интенсивности движения и состава транспортного потока с помощью анализатора астп-7м