2. Требуемые расчетные модули упругости для инструментальной оценки прочности дорожной одежды
2.1. Для оценки прочности дорожной одежды ее фактические модули упругости (Еa), вычисленные по формуле 1.1 в процессе испытаний (см. подраздел 1.5), обрабатывают статистически, после чего сопоставляют с требуемым расчетным модулем (Етр.р), зависящим от требуемого модуля упругости Етр. В зависимости от условий действия расчетной нагрузки (см. п. 1.1.4) следует применять требуемые динамические модули упругости (Етр.д), требуемые модули упругости при малой скорости нагружения (Етр.ос), и требуемые статистические модули упругости (Етр.с). В табл. 1.1 приведены значения требуемых модулей упругости (Етр) при коэффициенте прочности, равном единице (Кпр = 1) для различной перспективной интенсивности движения на полосу, приведенной к нагрузке группы А (статистическое усилие 100 КН на ось), на которую следует рассчитывать дорожную одежду при ее усилении.
2.2. По величине требуемого модуля упругости (Етр) вычисляют требуемый модуль упругости с учетом условий ровности (Етр.s) по формуле:
Етр.s = етр × кпр × Кs (1.2)
Величину коэффициента прочности (Кпр) определяют по табл. 1.2 в зависимости от типа дорожной одежды, покрытия и категории дороги. Величина коэффициента прочности в табл. 1.2 установлена с учетом рационального уровня надежности дорожной одежды.
Таблица 1.1
Значения требуемых модулей упругости
Перспективная интенсивность движения, приведенная к нагрузке | Требуемые модули упругости, МПа | ||
100 кН на ось, на полосу, авт/сут. | динамические, Етр.д | при малой скорости нагружения, Етр.ос | статические Етр.с |
1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 145 | 127 | 120 |
20 | 168 | 148 | 137 |
30 | 184 | 163 | 146 |
50 | 199 | 177 | 156 |
100 | 222 | 195 | 173 |
200 | 245 | 216 | 183 |
300 | 260 | 230 | 199 |
500 | 276 | 243 | 210 |
1000 | 299 | 263 | 227 |
2000 | 322 | 283 | 243 |
3000 | 336 | 296 | 254 |
5000 | 354 | 311 | 265 |
10000 | 376 | 330 | 280 |
Таблица 1.2
Величины коэффициента прочности (Кпр) в зависимости от типа дорожной одежды, покрытия и категории дороги
Тип одежды и покрытия | Категория дороги | Кпр |
Дорожные одежды капитального типа | I,II, IIIп, Iс | 1,0 |
с усовершенствованным покрытием | III, IVп, IIс | 0,94 |
Одежды облегченного типа с усовершенствованным покрытием | III, IV, IVп, IIс | 0,90 |
Переходные дорожные одежды | IV, V, IIс, IIIс | 0,63 |
Примечание: табл. 1.2 с небольшими сокращениями заимствована из Инструкции ВСН 46-83.
Кs ¾ коэффициент, учитывающий необходимость обеспечения требуемой ровности дорожной одежды, его величину определяют по табл. 1.3 в зависимости от перспективной интенсивности движения, приведенной к расчетному автомобилю (Np) и требуемой ровности дорожной одежды (Sтр).
Таблица 1.3
Коэффициент, учитывающий необходимость обеспечения требуемой ровности (Кs)
Перспективная интенсивность движения, приведенная к нагрузке 100 кН на ось, на | Требуемая ровность дорожных одежд Sтр, см/км | ||||||
одну полосу, авт/сут | 90 | 110 | 130 | 150 | 165 | 180 | ³200 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | 0,62 |
20 | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | 0,71 | 0,67 |
30 | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | 0,75 | 0,74 | 0,71 |
50 | ¾ | ¾ | ¾ | ¾ | 0,76 | 0,75 | 0,72 |
100 | 1,10 | 1,03 | 0,91 | 0,86 | 0,82 | 0,80 | 0,76 |
200 | 1,15 | 1,09 | 1,01 | 0,94 | 0,91 | 0,88 | ¾ |
300 | 1,18 | 1,15 | 1,03 | 1,01 | 0,97 | 0,94 | ¾ |
500 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,15 | 1,08 | 1,04 | ¾ |
³ 1000 | 1,38 | 1,34 | 1,30 | 1,26 | 1,18 | 1,11 | ¾ |
2.3. Величину требуемого расчетного модуля упругости определяют с применением зависимости:
Етр.р = (Етр.s + D) × Кк × Км (1.3)
где D ¾ поправка, введение которой обеспечивает требования прочности грунта земляного полотна по сдвигу (табл. 1.4);
Кк ¾ коэффициент, учитывающий условия прочности песчаного слоя по сдвигу (табл. 1.5);
Км ¾ коэффициент, который учитывает условия прочности верхних слоев из асфальтобетона на растяжение при изгибе (табл. 1.6).
Климатические и грунтово-гидрологические условия в табл. 1.6 следует принимать:
Тяжелые ¾ II дорожно-климатическая зона, 3-й тип местности по характеру и степени увлажнения, земляное полотно сложено из пылеватых супесчаных и суглинистых грунтов.
Таблица 1.4
Численные значения поправки D
Тип покрытия | Общая толщина дорожной одежды, м для климатических и грунтово-гидрологических условий | D, МПа, при требуемых модулях упругости | |||||
| тяжелых | сложных | средней сложности | Етр.д | Етр.ос | Етр.с | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Усовершенст- | более 0,95 | более 0,75 | более 0,45 | 0 | 0 | 0 | |
вованный для | 0,90 - 0,95 | 0,70 - 0,75 | 0,40 - 0,45 | 15 | 14 | 12 | |
капитальных | 0,85 - 0,89 | 0,65 - 0,69 | 0,35 - 0,39 | 30 | 28 | 25 | |
одежд | 0,80 - 0,84 | 0,60 - 0,64 | 0,30 - 0,34 | 45 | 42 | 37 | |
| менее 0,80 | менее 0,60 | менее 0,30 | 58 | 52 | 48 | |
Усовершенствованный для облегченных одежды: |
|
|
|
|
|
| |
на вязком | более 0,80 | более 0,70 | более 0,40 | 0 | 0 | 0 | |
битуме | 0,75 - 0,80 | 0,60 - 0,70 | 0,30 - 0,40 | 17 | 16 | 14 | |
| менее 0,75 | менее 0,60 | менее 0,30 | 29 | 25 | 20 | |
на жидком | более 0,75 | более 0,65 | более 0,40 | 0 | 0 | 0 | |
битуме | 0,70 - 0,75 | 0,55 - 0,65 | 0,30 - 0,40 | 16 | 14 | 11 | |
| менее 0,70 | менее 0,55 | менее 0,30 | 29 | 25 | 20 |
В табл. 1.4 общая толщина дорожной одежды должна включать толщину всех слоев стабильных материалов и в том числе дренирующий слой.
Сложные ¾ II дорожно-климатическая зона, 3-й тип местности земляное полотно из непылеватых суглинистых грунтов и глин или II зона, 2-ой тип местности, земляное полотно из пылеватых супесчаных и суглинистых грунтов.
Средней сложности ¾ II зона, 2-ой тип местности, земляное полотно из непылеватых суглинистых грунтов и глин или II зона, 1 тип местности, либо III зона, 2 - 3 тип местности, земляное полотно из пылеватых супесчаных и суглинистых грунтов.
Дорожно-климатическую зону устанавливают в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Тип местности по характеру и степени увлажнения, а также вид грунта земляного полотна устанавливают в процессе подготовки к проведению детальных инструментальных испытаний (см. подраздел 1.4).
Таблица 1.5
величины коэффициента Кк
| Интенсивность движения |
Толщина песчаного слоя, м | ||||||||
Тип | приведение | более 0,50 | 0,45 | 0,35 | ||||||
покрытия | к нагрузке | Общая толщина одежды над песчаным слоем, м | ||||||||
| 100 кН на | 0,35 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,25 | 0,20 |
| ось авт/сут. | значение коэффициента Кк | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Усовершенствованные капитальные | 50 100 300 | 1 1 1 | 1,09 1 1 | 1,45 1,40 1,23 | 1,63 1,48 1,30 | 1 1 1 | 1,22 1,12 1 | 1,40 1,27 1,12 | 1 1 1 | 1 1 1 |
| 500 | 1 | 1 | 1,18 | 1,22 | 1 | 1 | 1,06 | 1 | 1 |
| 1000 | 1 | 1 | 1,10 | 1,14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 3000 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 5000 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Усовершен- | 30 | 1 | 1,20 | 1,68 | 2,10 | 1 | 1,48 | 1,72 | 1 | 1,18 |
ствованные | 50 | 1 | 1,10 | 1,55 | 1,80 | 1 | 1,28 | 1,45 | 1 | 1,03 |
облегченные | 100 | 1 | 1 | 1,45 | 1,60 | 1 | 1,18 | 1,32 | 1 | 1 |
на вязком | 300 | 1 | 1 | 1,27 | 1,38 | 1 | 1 | 1,14 | 1 | 1 |
битуме | 500 | 1 | 1 | 1,07 | 1,22 | 1 | 1 | 1,02 | 1 | 1 |
То же, на | 30 | 1 | 1,27 | 1,90 | 2,15 | 1 | 1,47 | 1,47 | 1 | 1,27 |
жидком | 50 | 1 | 1,17 | 1,78 | 1,95 | 1 | 1,35 | 1,67 | 1 | 1,17 |
битуме | 100 | 1 | 1,09 | 1,64 | 1,75 | 1 | 1,23 | 1,36 | 1 | 1,09 |
| 300 | 1 | 1 | 1,37 | 1,50 | 1 | 1,03 | 1,14 | 1 | 1 |
Примечания: 1. При толщине песчаного слоя 0,30 м и менее Кк = 1 во всех случаях.
2. При расчетной интенсивности движения более указанной в таблице следует принимать те же значения Кк, что указаны в таблице 1.5 для наибольшей интенсивности.
Таблица 1.6
Величина коэффициента Км для двухслойного асфальтобетонного покрытия с нижним слоем из крупнозернистой смеси
Интенсивность движения, | Относительная толщина двухслойного покрытия | |||||
приведенная к | 0,2 | 0,3 | 0,4 | |||
нагрузке 100 кН | Марка асфальтобетона | |||||
на ось авт/сут. | I, II | III | I, II | III | I, II | III |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
100 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
200 | 1,04 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
300 | 1,06 | 1,06 | 1 | 1 | 1 | 1 |
500 | 1,11 | 1,12 | 1 | 1 | 1 | 1 |
700 | 1,16 | (х) | 1,07 | (х) | 1 | (х) |
1000 | 1,2 | (х) | 1,15 | (х) | 1 | (х) |
2000 | (х) | (х) | 1,23 | (х) | 1 | (х) |
3000 | (х) | (х) | 1,29 | (х) | 1,06 | (х) |
5000 | (х) | (х) | (х) | (х) | 1,15 | (х) |
Примечание: Знак (х) обозначает, что при данной интенсивности движения соответствующая толщина слоя асфальтобетона не обеспечивает его необходимой прочности. При определении Етр.р по формуле (1.3) в расчет вводят одну из поправок: Кк или Км, при которой величина Етр.р приобретает большее значение.
- 1. Общие положения
- 2. Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
- 2.3. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог
- 2.4. Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния
- 2.5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 2.6. Определение показателя содержания автомобильной дороги
- 2.7. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
- 3. Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- 4. Технология диагностики автомобильных дорог
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Подготовительный период
- 4.3. Полевые обследования
- 4.4. Обработка материалов полевых обследований
- 5. Анализ результатов оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и определение видов дорожно-ремонтных работ
- Линейный график тэс участка автомобильной дороги II категории и порядок его составления (пример)
- 1. Сбор и оформление полученной информации
- 2. Определение комплексного показателя тэс дороги
- 3. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 4. Определение показателя эксплуатационного содержания
- 5. Определение показателя качества на характерных участках дороги
- 6. Определение качества участка дороги
- Методы инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог
- 1. Общие положения
- 2. Проведение полевых измерений
- 2.1. Восстановление трассы
- 2.2. Определение ширины проезжей части, краевых укрепленных полос и обочин
- 2.3. Определение радиусов кривых в плане
- 2.4. Определение продольных уклонов
- 2.5. Определение видимости
- 3. Измерение геометрических элементов с помощью прибора кп-208
- 3.1. Назначение и устройство
- 1 ¾ Датчик пути (мерное колесо); 2 ¾ блок гироскопических датчиков; 3 ¾ пульт управления; 4 ¾ гибкий вал (привод лентопротяжных механизмов в каротажных регистраторах) ; 5 ¾ каротажные регистраторы
- 3.2. Проведение измерений
- 3.3. Обработка результатов измерения
- 4. Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
- Методы и приборы измерения ровности и сцепных .Свойств дорожного покрытия
- 1. Общие положения
- 2. Лаборатория контроля ровности и коэффициента сцепления дорожных покрытия кп-511
- 2.1. Назначение и устройство лаборатории кп-511
- 1 ¾ Отсек водителя; II ¾ операторский отсек; III ¾ рабочий отсек; IV ¾ динамометрический прицеп;
- 2.2. Технические характеристики лаборатории кп-511
- 2.3. Подготовка лаборатории кп-511 к работе
- 2.4. Проведение измерений
- 2.5. Обработка результатов измерения
- 3. Толчкомер тхк-2
- 4. Передвижная многоопорная рейка пкр-4м для контроля ровности дорожных покрытий
- 5. Ровномер шил-р-5
- 6. Прибор ппк-2
- 6.1. Назначение и устройство прибора.
- 6.2. Подготовка прибора к работе
- 6.3. Проведение измерений
- Методика визуальной оценки состояния дорожной одежды
- Методика диагностики дорожных одежд нежесткого типа по прочности в процессе детальной инструментальной оценки
- 1. Основные положения
- 2. Требуемые расчетные модули упругости для инструментальной оценки прочности дорожной одежды
- 3. Оборудование для оценки прочности дорожных одежд
- Принципиальная схема установок динамического нагружения
- 4. Подготовка к проведению детальных инструментальных испытаний
- 5. Проведение испытаний
- 6. Обработка результатов испытаний и расчет усиления дорожной одежды
- Методы и приборы учета движения транспортных средств на автомобильных дорогах
- 1. Общие положения
- 2. Требования к техническим средствам учета движения
- 3. Определение интенсивности движения и состава транспортного потока с помощью анализатора астп-7м