6. Обработка результатов испытаний и расчет усиления дорожной одежды
6.1. По данным испытаний на контрольных точках (см. табл. 1.10) строят графики изменения модуля упругости по дням (см. рис. 1.2). Модули упругости вычисляют по формуле (1.1). С помощью этих графиков для каждого i-го дня, в который проводили линейные испытания данного однообразного участка, вычисляют коэффициенты приведения Крi к расчетному модулю упругости.
Крi = (1.7)
где: Еminк ¾ минимальный модуль упругости, соответствующий наиболее ослабленному состоянию дорожной одежды на контрольной точке, МПа;
Екi ¾ значение модуля упругости в i-ый день испытаний на контрольной точке, МПа.
Величины коэффициентов приведения Крi заносят в графу 4 табл. 1.15. В ту же таблицу (графа 3) должны быть занесены фактические модули упругости Ефi, полученные в результате линейных испытаний.
График изменения модуля упругости по дням
Рис. 1.2
На кривых указаны номера контрольных точек.
6.2. Расчетные модули упругости (Ер) определяют по формуле:
Ер = Ефi × Крi (1.8)
Величины Ер заносят в графу 5 табл. 1.16.
Численные значения Крi в соответствии с п. 1.6.1 вычисляют по результатам испытаний на контрольных точках с использованием формулы (1.8) или по таблицам 1.11 - 1.14. В последнем случае в процессе испытаний на контрольных точках необходимо отбирать пробы грунта для определения его типа и влажности и вычисления относительной влажности к пределу текучести.
Таблица 1.11
Коэффициент приведения к расчетному модулю упругости Крi, грунт земляного полотна ¾ супесь легкая
Температура асфальтобетона, | Толщина слоя асфальтобетона, м | Относительная влажность грунта | ||||
°С |
| 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0,08 | 0,84 | 0,88 | 0,91 | 0,94 | 0,94 |
| 0,12 | 0,81 | 0,85 | 0,88 | 0,90 | 0,91 |
| 0,16 | 0,80 | 0,83 | 0,86 | 0,88 | 0,89 |
| 0,20 | 0,79 | 0,82 | 0,84 | 0,87 | 0,88 |
10 | от 0,08 до 0,20 | 0,93 | 0,97 | 1,0 | 1,03 | 1,04 |
20 | 0,08 | 1,04 | 1,10 | 1,13 | 1,17 | 1,18 |
| 0,12 | 1,09 | 1,15 | 1,18 | 1,22 | 1,23 |
| 0.16 | 1,13 | 1,19 | 1,22 | 1,26 | 1,27 |
| 0,20 | 1,17 | 1,22 | 1,25 | 1,29 | 1,30 |
30 | 0,08 | 1,13 | 1,19 | 1,23 | 1,28 | 1,29 |
| 0,12 | 1,24 | 1,31 | 1,35 | 1,39 | 1,41 |
| 0,16 | 1,33 | 1,39 | 1,43 | 1,48 | 1,49 |
| 0,20 | 1,41 | 1,47 | 1,51 | 1,55 | 1,56 |
40 | 0,08 | 1,18 | 1,27 | 1,30 | 1,34 | 1,36 |
| 0,12 | 1,32 | 1,43 | 1,46 | 1,51 | 1,52 |
| 0,16 | 1,48 | 1,56 | 1,59 | 1,63 | 1,65 |
| 0,20 | 1,60 | 1,68 | 1,70 | 1,75 | 1,76 |
50 | 0,08 | 1,20 | 1,28 | 1,33 | 1,37 | 1,39 |
| 0,12 | 1,38 | 1,45 | 1;51 | 1,55 | 1,57 |
| 0,16 | 1,53 | 1,60 | 1,65 | 1,70 | 1,72 |
| 0,20 | 1,66 | 1,73 | 1,78 | 1,82 | 1,84 |
Таблица 1.12
Коэффициент приведения к расчетному модулю упругости Крi грунт земляного полотна ¾ песок пылеватый
Температура асфальтобетона, | Толщина слоя асфальтобетона, м | Относительная влажность грунта | ||||
°С |
| 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0,08 | 0,84 | 0,87 | 0,90 | 0,94 | 0,99 |
| 0,12 | 0,82 | 0,84 | 0,87 | 0,90 | 0,95 |
| 0,16 | 0,80 | 0,83 | 0,85 | 0,88 | 0,92 |
| 0,20 | 0,79 | 0,81 | 0,84 | 0,87 | 0,90 |
10 | от 0,08 до 0,20 | 0,93 | 0,96 | 0,99 | 1,03 | 1,08 |
20 | 0,08 | 1,03 | 1,06 | 1,11 | 1,15 | 1,22 |
| 0,12 | 1,08 | 1,11 | 1,15 | 1,20 | 1,26 |
| 0,16 | 1,12 | 1,15 | 1,18 | 1,23 | 1,29 |
| 0,20 | 1,15 | 1,17 | 1,21 | 1,25 | 1,30 |
30 | 0,08 | 1,15 | 1,19 | 1,23 | 1,29 | 1,37 |
| 0,12 | 1,26 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,48 |
| 0,16 | 1,35 | 1,39 | 1,43 | 1,49 | 1,56 |
| 0,20 | 1,42 | 1,46 | 1,50 | 1,55 | 1,62 |
40 | 0,08 | 1,22 | 1,27 | 1,32 | 1,39 | 1,47 |
| 0,12 | 1,40 | 1,45 | 1,50 | 1,56 | 1,65 |
| 0,16 | 1,55 | 1,60 | 1,65 | 1,71 | 1,79 |
| 0,20 | 1,68 | 1,72 | 1,77 | 1,84 | 1,91 |
50 | 0,08 | 1,28 | 1,32 | 1,38 | 1,44 | 1,53 |
| 0,12 | 1,50 | 1,55 | 1,61 | 1,68 | 1,77 |
| 0,16 | 1,69 | 1,77 | 1,80 | 1,87 | 1,96 |
| 0,20 | 1,86 | 1,91 | 1,96 | 2,04 | 2,12 |
Таблица 1.13
Коэффициент приведения к расчетному модулю упругости Крi грунт земляного полотна ¾ суглинок легкий, тяжелый и глина
Температура асфальтобетона, | Толщина слоя асфальтобетона, м | Относительная влажность грунта | ||||||||||
°С |
| 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
0 | 0,08 | 0,69 | 0,75 | 0,86 | 0,94 | 0,98 | ||||||
| 0,12 | 0,68 | 0,74 | 0,84 | 0,91 | 0,95 | ||||||
| 0,16 | 0,68 | 0,73 | 0,83 | 0,89 | 0,92 | ||||||
| 0,20 | 0,68 | 0,73 | 0,82 | 0,82 | 0,91 | ||||||
10 | от 0,08 до 0,20 | 0,77 | 0,84 | 0,95 | 1,03 | 1,07 | ||||||
20 | 0,08 | 0,84 | 0,93 | 1,07 | 1,17 | 1,22 | ||||||
| 0,12 | 0,90 | 0,98 | 1,11 | 1,20 | 1,25 | ||||||
| 0,16 | 0,94 | 1,02 | 1,14 | 1,23 | 1,28 | ||||||
| 0,20 | 0,97 | 1,05 | 1,17 | 1,25 | 1,30 | ||||||
30 | 0,08 | 0,94 | 1,04 | 1,20 | 1,31 | 1,38 | ||||||
| 0,12 | 1,04 | 1,15 | 1,30 | 1,41 | 1,48 | ||||||
| 0,16 | 1,13 | 1,23 | 1,38 | 1,49 | 1,55 | ||||||
| 0,20 | 1,21 | 1,30 | 1,45 | 1,55 | 1,61 | ||||||
40 | 0,08 | 1,00 | 1,11 | 1,29 | 1,41 | 1,49 | ||||||
| 0,12 | 1,16 | 1,28 | 1,46 | 1,59 | 1,66 | ||||||
| 0,16 | 1,30 | 1,42 | 1,59 | 1,72 | 1,79 | ||||||
| 0,20 | 1,43 | 1,54 | 1,71 | 1,83 | 1,90 | ||||||
50 | 0,08 | 1,04 | 1,16 | 1,35 | 1,47 | 1,55 | ||||||
| 0,12 | 1,24 | 1,37 | 1,56 | 1,69 | 1,77 | ||||||
| 0,16 | 1,42 | 1,55 | 1,74 | 1,87 | 1,96 | ||||||
| 0,20 | 1,58 | 1,70 | 1,90 | 2,03 | 2,11 |
Таблица 1.14
Коэффициент приведения к расчетному модула упругости Крi. Грунт земляного полотна ¾ супесь пылеватая и тяжелая пылеватая, суглинок пылеватый
Температура асфальтобетона, | Толщина слоя асфальтобетона, м | Относительная влажность грунта | ||||||||||
°С |
| 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
0 | 0,08 | 0,67 | 0,74 | 0,82 | 0,90 | 0,94 | ||||||
| 0,12 | 0,67 | 0,73 | 0,80 | 0,87 | 0,91 | ||||||
| 0,16 | 0,66 | 0,72 | 0,79 | 0,85 | 0,89 | ||||||
| 0,20 | 0,66 | 0,72 | 0,78 | 0,84 | 0,88 | ||||||
10 | от 0,08 до 0,20 | 0,76 | 0,83 | 0,91 | 0,98 | 1,03 | ||||||
20 | 0,08 | 0,82 | 0,91 | 1,02 | 1,11 | 1,18 | ||||||
| 0,12 | 0,88 | 0,96 | 1,06 | 1,15 | 1,21 | ||||||
| 0,16 | 0,92 | 1,00 | 1,09 | 1,18 | 1,23 | ||||||
| 0,20 | 0,95 | 1,03 | 1,12 | 1,20 | 1,25 | ||||||
30 | 0,08 | 0,91 | 1,01 | 1,13 | 1,25 | 1,31 | ||||||
| 0,12 | 1,02 | 1,13 | 1,25 | 1,35 | 1,42 | ||||||
| 0,16 | 1,11 | 1,21 | 1,32 | 1,42 | 1,50 | ||||||
| 0,20 | 1,19 | 1,28 | 1,39 | 1,49 | 1,56 | ||||||
40 | 0,08 | 0,98 | 1,08 | 1,22 | 1,34 | 1,42 | ||||||
| 0,12 | 1,14 | 1,25 | 1,39 | 1,52 | 1,59 | ||||||
| 0,16 | 1,27 | 1,39 | 1,53 | 1,65 | 1,72 | ||||||
| 0,20 | 1,40 | 1,51 | 1,64 | 1,76 | 1,83 | ||||||
50 | 0,08 | 1,02 | 1,13 | 1,27 | 1,41 | 1,49 | ||||||
| 0,12 | 1,22 | 1,34 | 1,49 | 1,63 | 1,70 | ||||||
| 0,16 | 1,40 | 1,52 | 1,67 | 1,67 | 1,88 | ||||||
| 0,20 | 1,55 | 1,67 | 1,82 | 1,95 | 2,04 |
При определении величин Кpi по табл. 1.11 - 1.14 для промежуточных значений относительной влажности, толщины асфальтобетонных слоев и температуры следует применять линейную интерполяцию.
Таблица 1.15
Журнал линейных испытаний дороги
Дата и час испытаний | Место расположения точек испытания Км + м | Модуль упругости дорожной одежды по результатам испытаний, МПа, Ефi, | Коэффициент приведения к расчетному модулю упругости, Крi | Расчетные модули упругости Ер (МПа) | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9.04 |
|
|
|
|
|
10.00 | 48 + 000 | 436 | 0,78 | 340 |
|
10.01 | 48 + 100 | 327 | -"- | 255 |
|
10.01 | 48 + 200 | 269 | -"- | 210 |
|
10.02 | 48 + 300 | 231 | -"- | 180 |
|
10,02 | 48 + 400 | 282 | -"- | 220 |
|
10.02 | 48 + 500 | 283 | -"- | 220 |
|
10.03 | 48 + 600 | 288 | -"- | 225 |
|
10.03 | 48 + 700 | 282 | -"- | 220 |
|
10.03 | 48 + 800 | 186 | -"- | 145 |
|
10.04 | 48 + 900 | 288 | -"- | 225 |
|
10.04 | 49 + 000 | 283 | -"- | 220 |
|
10.05 | 49 + 100 | 340 | -"- | 265 |
|
9.04 |
|
|
|
|
|
16.05 | 49 + 100 | 334 | -"- | 260 |
|
16.05 | 49 + 000 | 283 | -"- | 220 |
|
16.06 | 48 + 900 | 359 | -"- | 280 |
|
16.06 | 48 + 800 | 179 | -"- | 140 |
|
16.06 | 48 + 700 | 279 | -"- | 215 |
|
16.07 | 48 + 600 | 263 | -"- | 205 |
|
16.07 | 46 + 500 | 224 | -"- | 175 |
|
16.08 | 48 + 400 | 263 | -"- | 205 |
|
16.08 | 48 + 300 | 231 | -"- | 180 |
|
16.08 | 48 + 200 | 295 | -"- | 230 |
|
16.09 | 48 + 100 | 295 | -"- | 230 |
|
16.10 | 48 + 000 | 359 | -"- | 280 |
|
6.3. На каждом однообразном участке вычисляют средние расчетные модули упругости
Еср.р = (1.9)
где Ерj ¾ скорректированные значения расчетных модулей упругости, МПа;
т ¾ число очищенных результатов испытаний.
Очищенные значения Ерj должны соответствовать условиям
0,4 Еобщ.р £ Ер £ 1,1 Еобщ.р (1.10)
В точках, где Ерj £ 0,4 Еобщ.р вопрос об усилении дорожной одежды рассматривают отдельно. Обычно в таких местах дорожную одежду перестраивают заново, рассчитывая ее по Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83.
6.4. По величине среднего расчетного модуля упругости вычисляют оптимизированный расчетный модуль Еср:
Еор = Еср.р (1 - ве се) (1.11)
где: ве ¾ коэффициент гарантийной вероятности, оптимизирующий величину среднего расчетного модуля (см. табл. 1.10);
се ¾ коэффициент вариации скорректированного в соответствии с формулой (10) массива модулей упругости.
(1.12)
При пользовании табл. 1.16 для промежуточных значений се, Еср.р/Етр.р и общей интенсивности движения следует пользоваться линейной интерполяцией. Для дорог I категории по табл. 1.16 следует принимать те же значения ве, что и для II категории, но общую интенсивность движения считать в одном направлении по той проезжей части, где рассчитывают усиление.
Таблица 1.16
Рекомендуемые значения ве
Категория дороги | Тип покрытия | Общая интенсивность | Коэффициент вариации по модулям упругости существующей дорожной одежды се | |||||||||||||
|
| движения | 0,2 | 0,3 | 0,4 | |||||||||||
|
| авт/с | Отношение Еср,р/Етр,р | |||||||||||||
|
|
| 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | ||
II | Усовершен. | 3000 | 0,80-0,95 | 0,85-1,05 | 0,90-1,10 | 0,90-1,10 | 1,00-1,10 | 1,05-1,15 | 1,10-1,20 | 1,25-1,35 | - | 1,10-1,15 | 1,05-1,15 | 1,05-1,15 | ||
| капитальн. | 8000 | 1,00-1,15 | 1,00-1,15 | 1,05-1,20 | 1,05-1,20 | 1,10-1,20 | 1,20-1,30 | 1,30-1,40 | 1,20-1,35 | - | 1,10-1,25 | 1,00-1,15 | 1,10-1,20 | ||
| усовершен. | 1000 | 0,50-0,80 | 0,55-0,85 | 0,60-0,90 | 0,60-0,90 | 0,70-0,95 | 0,75-0,95 | 0,80-1,00 | 0,80-1,00 | 0,75-0,90 | 0,80-0,95 | 0,80-1,00 | 0,85-1,00 | ||
| капитальн. | 4000 | 0,80-1,05 | 0,90-1,10 | 0,90-1,10 | 0,95-1,15 | 1,00-1,15 | 1,05-1,15 | 1,10-1,20 | 1,30-1,35 | - | 1,05-1,20 | 1,05-1,15 | 1,05-1,15 | ||
III | усовершен. | 1000 | 0,65-0,90 | 0,70-0,95 | 0,75-1,00 | 0,75-1,00 | 0,80-1,00 | 0,90-1,10 | 0,95-,1,10 | 1,35-1,10 | 0,85-1,00 | 1,05-1,25 | 1,05-1,15 | 1,00-1,15 | ||
| облегчен. | 4000 | 0,90-1,05 | 0,95-1,15 | 1,00-1,20 | 1,10-1,25 | 1,10-1,15 | 1,25-1,30 | 1,25-1,40 | 1,25-1,35 | - | 1,05-1,15 | 1,00-1,10 | 1,05-1,10 | ||
| усовершен. | 200 | 0,10-0,60 | 0,10-0,65 | 0,15-0,65 | 0,10-0,60 | 0,25-0,70 | 0,30-0,75 | 0,30-0,75 | 0,30-0,75 | 0,20-0,65 | 0,30-0,70 | 0,30-0,75 | 0,35-0,75 | ||
| капитальн. | 1000 | 0,70-1,00 | 0,75-1,05 | 0,80-1,05 | 0,80-1,05 | 0,90-1,10 | 0,95-1,10 | 0,95-1,15 | 1,00-1,15 | 0,90-1,05 | 0,95-1,05 | 0,95-1,10 | 1,05-1,10 | ||
IV | усовершен. облегчен. | 200 | 0,30-0,75 | 0,40-0,80 | 0,45-0,85 | 0,50-0,90 | 0,55-0,85 | 0,60-0,90 | 0,65-0,95 | 0,70-0,95 | - | 0,65-0,90 | 0,30-0,90 | 0,70-0,95 |
Примечание: Первая цифра соответствует 5% легковых, вторая ¾ 50 % легковых в общем потоке автомобилей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
- 1. Общие положения
- 2. Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
- 2.3. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог
- 2.4. Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния
- 2.5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 2.6. Определение показателя содержания автомобильной дороги
- 2.7. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
- 3. Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- 4. Технология диагностики автомобильных дорог
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Подготовительный период
- 4.3. Полевые обследования
- 4.4. Обработка материалов полевых обследований
- 5. Анализ результатов оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и определение видов дорожно-ремонтных работ
- Линейный график тэс участка автомобильной дороги II категории и порядок его составления (пример)
- 1. Сбор и оформление полученной информации
- 2. Определение комплексного показателя тэс дороги
- 3. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 4. Определение показателя эксплуатационного содержания
- 5. Определение показателя качества на характерных участках дороги
- 6. Определение качества участка дороги
- Методы инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог
- 1. Общие положения
- 2. Проведение полевых измерений
- 2.1. Восстановление трассы
- 2.2. Определение ширины проезжей части, краевых укрепленных полос и обочин
- 2.3. Определение радиусов кривых в плане
- 2.4. Определение продольных уклонов
- 2.5. Определение видимости
- 3. Измерение геометрических элементов с помощью прибора кп-208
- 3.1. Назначение и устройство
- 1 ¾ Датчик пути (мерное колесо); 2 ¾ блок гироскопических датчиков; 3 ¾ пульт управления; 4 ¾ гибкий вал (привод лентопротяжных механизмов в каротажных регистраторах) ; 5 ¾ каротажные регистраторы
- 3.2. Проведение измерений
- 3.3. Обработка результатов измерения
- 4. Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
- Методы и приборы измерения ровности и сцепных .Свойств дорожного покрытия
- 1. Общие положения
- 2. Лаборатория контроля ровности и коэффициента сцепления дорожных покрытия кп-511
- 2.1. Назначение и устройство лаборатории кп-511
- 1 ¾ Отсек водителя; II ¾ операторский отсек; III ¾ рабочий отсек; IV ¾ динамометрический прицеп;
- 2.2. Технические характеристики лаборатории кп-511
- 2.3. Подготовка лаборатории кп-511 к работе
- 2.4. Проведение измерений
- 2.5. Обработка результатов измерения
- 3. Толчкомер тхк-2
- 4. Передвижная многоопорная рейка пкр-4м для контроля ровности дорожных покрытий
- 5. Ровномер шил-р-5
- 6. Прибор ппк-2
- 6.1. Назначение и устройство прибора.
- 6.2. Подготовка прибора к работе
- 6.3. Проведение измерений
- Методика визуальной оценки состояния дорожной одежды
- Методика диагностики дорожных одежд нежесткого типа по прочности в процессе детальной инструментальной оценки
- 1. Основные положения
- 2. Требуемые расчетные модули упругости для инструментальной оценки прочности дорожной одежды
- 3. Оборудование для оценки прочности дорожных одежд
- Принципиальная схема установок динамического нагружения
- 4. Подготовка к проведению детальных инструментальных испытаний
- 5. Проведение испытаний
- 6. Обработка результатов испытаний и расчет усиления дорожной одежды
- Методы и приборы учета движения транспортных средств на автомобильных дорогах
- 1. Общие положения
- 2. Требования к техническим средствам учета движения
- 3. Определение интенсивности движения и состава транспортного потока с помощью анализатора астп-7м