logo search
gotovye_otvety_1

48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.

Изобразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти составляющие комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма, движения и т.д. В дизайне имеет широкое применение и такие средства как пропорция золотого сечения. Гармония и контрастность как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне. Особенно важно для художественного проектирования учитывать зависимость формы объекта от используемых материалов, конструкций и технологии производства. В современном промышленном производстве используются материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина, металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы.

Архитектурная графика - направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. На сегодняшний день актуальным является разделение Архитектурной графики на классическую и цифровую. Классическая архитектурная графика использует в качестве инструментария материальные предметы маркирования - карандаши, краски, бумагу и пр. Цифровая архитектурная графика использует для достижения того же результата вычислительные системы

В ХV веке на основе средств макетирования и графики определилось главное направление развития функций жанров архитектуры, определенное ее собственными свойствами. Оно было обусловлено овладением объективных средств отображения предполагаемого строительства. Становление жанров архитектуры – макетирования и графики – было длительным, пока их основные функции не обрели возможность варьирования целостными образами архитектуры, отображающими самые разные стороны жизни в самых обобщенных и самых детальных проявлениях. Сложные многообразные задачи, возникающие при проектировании отдельных зданий, комплексов зданий, городов и других населенных мест, требуют определенных средств выражения, которые должны дать реалистическое представление об этих объектах. Такую информацию дает комплекс взаимосвязанных чертежей, который включает различные виды проекций — ортогональных, перспективных, аксонометрических, выполненных разнообразными графическими приемами. Графика является основным специфическим языком архитектурного проектирования на всех его этапах, начиная от поиска первоначального замысла и кончая осуществлением проекта в натуре. Чертежи построек начали составляться еще в глубокой древности. Вместе с развитием строительного производства методы выполнения чертежей видоизменялись и совершенствовались, соответствуя в каждую эпоху уровню науки, техники, художественным вкусам общества. Современная архитектурно-строительная графика весьма многообразна. Она охватывает все виды средств, с помощью которых пространственные формы изображаются на плоскости. В этой связи архитектурная графика опирается на начертательную геометрию — науку о методах изображения трехмерной формы на плоскости. Вместе с тем специфика архитектурной графики заключается в том, что в ней наряду с наукой, со строгой структурностью изображения, масштабностью почти всегда в той или иной мере присутствуют элементы рисунка, элементы художественной выразительности.В этой особенности находит свое отражение специфика работы архитектора, в которой сочетаются научный и художественный методы творчества. Клазуары. Клаузуры, развивающие творческую фантазию. Ведущее место в архитектурном образовании занимают проектные клаузуры. Архитектурные зарисовки - отражение мироощущения архитектора. 49. Инженерные сооружения как объект средового искусства, их роль в средовом контексте, масштабные и стилистические особенности формирования.

ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - область дизайнерского творчества, связанная с формированием объектов и систем инженерно-технического назначения, особая часть промышленного дизайна.

Произведения И.д. отличает принципиальное подчинение в первую очередь утилитарно-прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснительность соблюдения требований и эффективной эксплуатации, и безаварийного функционирования. К объектам Ил. относятся мосты, дороги, путепроводы, тоннели и другие «статические» инженерно-технические сооружения, а также плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы, установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансформаторные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.). Формообразование сооружений и устройств этого класса внешне как бы отделено от задач эстетики или индивидуальных требований художественной целостности. Однако лежащая в основе их форм рациональность, тектоничность структурных решений, техническая целесообразность, базирующиеся, как правило, на оригинальных конструктивных и технологических разработках, безусловная масштабность, значимость этих объектов в нашей жизни, наконец, специфическая выразительность их облика делают объекты И.д. мощнейшей частью эстетики нашего окружения, элементами среды, которые интересны и сами по себе, и как источники композиционных мотивов, в т.ч. «техногенных», в формообразовании других сфер дизайна.

Поэтому в наше время проектирование объектов И.д., некогда считавшееся областью чисто инженерного творчества, все больше привлекает внимание художников, архитекторов и дизайнеров, активно использующих их художественные возможности в становлении полноценной среды обитания человека. А отдельные произведения И.д. — автострады Германии и США, Днепрогэс, Бруклинский мост, плотины и польдеры Голландии, ирригационные системы Средней Азии, эстакады японских поездов на воздушной подушке — давно стали образцами внедрения «высокой» эстетики в любые проявления инженерно-технической мысли.

И.д. — новая, чрезвычайно перспективная и активно развивающаяся зона дизайнерского творчества, особая форма интеграции художественного и прагматического отношения человека к действительности, лежащая на стыке архитектуры, ландшафтного дизайна и различных направлений технического искусства, находится сегодня на стадии профессионально-эстетического самоопределения.