logo
gotovye_otvety_1

39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.

Истоки классических садовых стилей уходят в глубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы классических стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.

Регулярный стиль предполагает обширные партерные пространства, главенство дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы, строгую симметрию в планировке сада, прямые линии, зеркальность относительно осевой композиции.

Нам более знаком французский регулярный сад, в котором царит роскошь. Ему присущи прямые широкие аллеи, строгие боскеты, стриженые деревья и кустарники, ковровые цветники, врезанные в партерные газоны, строгой геометрической формы бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур.

Итальянский сад – более ранняя вариация регулярного сада. Его особенностью является террасированный ландшафт, обилие белого камня, балюстрад, лестниц, скульптур в античном стиле, оливковых рощ и кадочных культур.

В отличие от европейских садов, запечатлевших, прежде всего, идеи и настроения правящей элиты, сады Востока отражали религиозное и философское восприятие мира. Основу исламского сада составляет так называемый «чор-багх» («четыре сада»), символизирующий райский сад, из которого вытекают 4 священные реки и делят его на 4 части. План исламского сада состоит из одного или нескольких квадратов. Строгая геометрия планировки подчеркивается дорожками, формой растений и узкими, мелкими канальцами с водой. Исламские традиции лежат и в основе мавританского стиля. Его характерная черта – отсутствие привычного нам газона, который успешно заменяет мощение.

Пейзажный стиль пришел в Европу из Китая, где всегда абсолютизировалась красота природы. Здесь большое значение придавалось тому, чтобы здания органично вписывались в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача китайского архитектора была в том, чтобы найти ту точку, откуда открывается самый красивый пейзаж. Главной композиции подчиняются все остальные.

В Европе, точнее в Англии, первые пейзажные парки появились в XVIII в., обозначив появление нового отношения европейца к природе. Для пейзажного стиля характерны извилистые дорожки с низким плотным травяным покровом, либо покрытые песком, гравийным отсевом, дробленой щепой или кирпичной крошкой. Цветов в английском саду мало, и они высаживаются группами, чаще в миксбордерах. Растения используются с характерной фактурой листьев, естественной формой кроны, учитывается сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Водоем имеет естественные, близкие к природным, очертания берегов.

Модный нынче японский пейзажный сад невелик по площади, каждая его деталь – будь то мостик, фонарик или зонтик – несет сложный внутренний смысл. Для европейца японский сад излишне театрален, но очень привлекателен. Основной его принцип – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но именно ее образцы, видоизмененные автором, положены в основу картины сада, размещенного на небольшом участке с применением ограниченных средств.

Сегодняшний ландшафтный дизайн также отражает философские и мировоззренческие идеи своего времени, как и сто и двести лет назад. Современная стилистика, в отличие от классических стилей, более демократична, проста в воплощении. В определенной степени современные стили являются лишь стилизацией дошедших до нас основных направлений в садово-парковом искусстве, значительно обогащенных новыми идеями и технологиями.

В XX веке наиболее ярко была выражена стилистика у таких направлений, как голландский сад, колониальный, романтический, сельский, модерн, хай-тэк. На пике моды сегодня экологический сад.

Для современных стилей малого сада XX–XХI вв. характерны усиление эстетической составляющей и расширение индивидуальности. Малый сад – как городской, так и загородный – значительно зависит от образа жизни и вкусов его владельцев, он поддается влиянию моды, и в целом его стилевое решение более эклектично, чем у крупных парков.

Конец XX и начало XXI века – время жизни в стиле «техно». Сам стиль оторван от природы, что не могло не сказаться на садовом дизайне. В моду вошла эклектика. Талантливое смешение стилей порой приводило к удивительным результатам. Особенно ярко это отразилось на целом ряде выставочных садов, представленных в последние годы в Челси, на самой именитой выставке ландшафтного искусства и достижений селекции декоративных растений. В то же время наиболее модные тенденции в ландшафтном дизайне связаны с подчеркнутой натуральностью садов. Это и обилие злаков, «дикарей», налет непричесанности даже при соблюдении строгой геометрической планировки. Это и возрождающаяся мода на зеленые крыши, отданные на откуп травам и почвопокровным декоративным растениям.

Современный сад – это, прежде всего, сугубо индивидуальный проект для конкретного ландшафта, конкретной семьи. От ландшафтного дизайнера зависит, насколько он почувствует и поймет особенности участка, а также привычки и предпочтения хозяев.

Садовый дизайн начала третьего тысячелетия – не просто авторская работа. Это отражение стиля жизни, образа мышления, эстетических предпочтений не столько дизайнера, сколько владельцев сада. И от таланта дизайнера зависит, сможет ли он понять, каково место этих конкретных людей в быстро меняющемся мире. В каких стилистических рамках будет им комфортно жить. Мне кажется, именно развитая интуиция, жизнь в ощущениях, делают наиболее успешными ландшафтными дизайнерами женщин. Что подтверждает российская действительность. Наиболее талантливые и успешные проекты созданы именно женщинами-дизайнерами. Это отразилось и в том, что в последние годы заказчик стал уже ориентироваться не только на надежность фирмы, но и на имя дизайнера.

Авторская работа заключается в том, чтобы, моделируя территорию, пространство, создать художественный образ, который соответствовал бы требованиям конкретной семьи, отражал ее вкусы, образ жизни. Важнейшая задача – создать гармоничное, комфортное пространство, на котором царит красота.