logo
gotovye_otvety_1

42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.  Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.  В истории культуры XX в. можно выделить три периода:  1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);  2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),  3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.  Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры XX в.  В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:  • в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,  • исчезновении детализации,  • возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,  • перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа

Во второй половины 20 века появляются:  • оп-арт (оптическое искусство) - орнаментально-геометрические композиции,  • пространственное искусство,  • земляное искусство,  • искусство новой фигуральности,  • поп-арт (популярное искусство). 

Идеалы и установки современной культуры яв­ляются сплавом того, что было открыто чело­вечеством в прошедшие века и того, что до­стигло человечество к концу XX в. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Другим важнейшим итогом развития культуры, вос­принятой в нашем столетии, является установка на на­учно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых спосо­бов производственной культуры. В XX в. полностью обнаружились кризисные явле­ния техногенной цивилизации, возникшей на развали­нах средневековья. Культура этой цивилизации сложи­лась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от приро­ды и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращива­ние технологических и научных знаний. Развитие техни­ки и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного разви­тия. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обнов­ления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Воздействие событий второй мировой войны на формирование мотивов вселенского хаоса, распада личности, распада внешних и внутренних связей. Воздействие философии экзистенциализма на художественную культуру эпохи; сочетание научной и художественной деятельности экзистенциалистов (эстетическая теория и драмы Ж-П. Сартра). Сочетание утонченного интеллектуализма и рационализма в театральной культуре с традиционно-театральными, площадными жанрами (фарс, бурлеск); театр абсурда в его генетических связях с классической культурой начала века и психологической атмосферой современности  (С. Беккет, Э. Ионеско; постановки их произведений). Поиски гармонии в обыкновенном человеке (кинематограф итальянского неореализма, творчество Ф. Феллини), утонченное аналитическое начало в подходе к дисгармонической личности (кинематограф И. Бергмана, М. Антониони). Трансформация классических музыкальных жанров в творчестве Б. Бриттена. Развитие традиций экспрессионизма в творчестве немецких и итальянских художников; стилевое многообразие в единстве представлений о меняющемся мире в живописи П. Пикассо. Специфика массовой культуры (“Битлз”, варианты произведений рок-музыки, влияние телевизионной культуры на формирование “мозаичной культуры”  XX века).

Возникает новая информационная культура, новые спо­собы получения информации, производственной и науч­ной деятельности.