17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
Архитектурно-художественное творчество в послереволюционной России
Ветер перемени в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. Поиски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений: футуризм в поэзии и литературе, кубизм, суприматизм - в живописи, конструктивизм - в архитектуре.
Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось, прежде всего, стремлением промышленных фирм повысить конкуретоспособ-ность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн беретсвои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов)
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН
После 1917 г. была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования в стране. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя.
В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.
Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников - мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования".
ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного.
Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров ("инженеров-художников") шел сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования. Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка. Преподавание в Мастерских велось по концентрам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный. Дисциплины: "Графика", "Цвет", "Объем" и "Пространство" преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формообразования для "инженеров-художников" всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтических курсах уже закладывалась определенная профессиональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным материалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художественной выразительности обращались прежде всего к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую субстанцию - глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы - объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта.
18 - Понятие световой среды. Функциональные задачи проектирования световой среды.
Современный вечерний и ночной город дает жизнь многообразию источников искусственного освещения. Отдых, а для ряда профессий и рабочее время в городе, совпадает с темным временем суток. Сегодня электрическое освещение является обязательным элементом городских инженерно-технических инфраструктур, а проектируемая архитектурная среда традиционно рассчитана на условия зрительного восприятия в дневное время. Эти обстоятельства играют решающую роль в явной недооценке эстетики наружного освещения.
С повышением жизненного уровня города возрастают стандарты, предъявляемые к реализации и качеству электрического освещения исторических памятников, ландшафта, различных выставок и мероприятий. Прогресс в области светотехники неуклонно растет, в вместе с ним растет и потребность в формировании новых подходов к освещению окружающей среды. Для архитектора и дизайнера вырисовывается объективная необходимость овладения искусством освещения. При этом создание световой среды должно решаться в комплексе с традиционными задачами создания архитектурной и малой формы. Как известно, эстетические качества архитектуры оцениваются по зрительным впечатлениям, которые возможны лишь при наличии освещения, а в темное время - в решающей мере, от его качества. Говоря о качестве освещения нельзя не упомянуть то, что оно социально и экономически рентабельно - растут доходы от вечернего туризма, происходит оживление экономической жизни города, расширяются объем и качество услуг и, наконец, улучшается визуальный комфорт и психологическая атмосфера в освещенных и благоустроенных зонах.
Искусственный свет становится все более емким и мобильным носителем информации. Уже отходят в прошлое конструкции светорекламных установок на фасадах и крышах, которые практически игнорируют архитектурный облик здания. Информационно-световые медиа-технологии активно влияют на создаваемую среду, динамично завоевывают жизненное пространство, атакуя традиционную архитектуру новыми концепциями пространства и времени. На данный момент недостаточно эффективно формируется спрос на тот тип продукции, который требуется для получения необходимых эстетических качеств световой среды. Зачастую городское освещение зависит от фабричного арсенала светотехники, и не последнюю роль в формировании такого подхода играет невостребованность данной проблемы внутри архитектурно-дизайнерской профессии. Уличное освещение считается чем-то утилитарным и техническим, не стоящим внимания зодчих. В нашей стране наиболее традиционная и объемная ветвь в наружном художественном освещении связана с монументальным искусством и историческими памятниками. В общем-то, освещение объектов носит единичный и спонтанный характер, поскольку отсутствует теоретическая база светового дизайна, а также очевиден явный недостаток специалистов этой области. В последние десятилетия известные архитекторы ряда западных стран (Н. Фостер, Т.Андо, Ф. Герри и др.) создают оригинальные световые образы своих сооружений вместе со специалистами по световому дизайну. Такое сотрудничество приводит к тому, что системы искусственного освещения становятся существенной частью структуры здания. Светодизайнеры и светохудожники всего мира (Р.Нарбони, Ж.Берн, И.Мотоко, П.Вудруфф и др.) нарабатывают бесценный опыт проектирования световой среды, используют светотехнические новинки в построении светового образа объектов и освещении городского пространства. Благодаря им выделилась новая, многоплановая сфера профессиональной деятельности, где архитектор или дизайнер должен быть компетентным творцом при решении освещения архитектурных и градостроительных проектов, а итогом его творческой работы с инженером светотехником должен стать выразительный архитектурно-художественный образ.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования