logo
gotovye_otvety_1

36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).

К сер. 60-х годов в Европе накопился солидный опыт как в теории, так и в практике промышленного дизайна. Этот опыт послужил хорошей базой для экспериментов в футуродизайне, прогнозирующем развитие новых типов изделий для завтрашнего образа жизни, и в авангардном дизайне, ищущем новые формы уже существующих изделий. Признанными лидерами последнего направления стали итальянские дизайнеры (что можно объяснить традиционно высоким уровнем развития ремесел в Италии), постоянно сочетающие экспериментальное творчество с работой над практическими заказами. Благодаря их деятельности итальянский дизайн стал одним из первых примеров национальной школы дизайна. Италия сохраняет ведущую роль в формировании тенденций современного искусства, в том числе дизайна. Не случайно значительная часть художественных течений современного дизайна — «Оливетти», «Мемфис» и другие — зародились именно в этой стране.

Наиболее характерной чертой этой региональной школы является параллельное существование, взаимодействие двух течений — высокофункционального промышленного дизайна и авангардных поисков в области формы, материала, путей взаимодействия объектов со средой и образом жизни. Существуют мастера, чья творческая активность сосредоточена преимущественно в одном направлении — М. Ниццоли, Дж. Джуджарро и др., в другом — А. Мендини, группа «Мега-мемфис»; есть авторы, деятельность которых характеризуется своеобразным сочетанием обоих направлений — Э. Соттсасс, М. Беллини, Дж. Коломбо, Г. Пеше. При этом несомненно обогащение проектной практики дизайнеров-функционалистов идеями творческого авангарда. Так, чувственные «анатомические» формы мебели Г. Пеше получают воплощение в автомобильных интерьерах Дж. Джуджарро, а кухонные или спальные модули Дж. Коломбо в той или иной степени реализуются многочисленными производителями. Стоит заметить также, что если произведения авангардного дизайна других региональных школ остаются штучными выставочными объектами, то аналогичные изделия итальянских мастеров, например студий «Алхимия» или «Мемфис», производятся по крайней мере мелкими сериями, т.е. остаются в рамках именно промышленного дизайна.

ГЕРМАНИЯ

Помимо архитектурных открытий в области готики и романского искусства, Германия - архитектурная столица XX века. Именно в Германии родились ВЕРКБУНД и БАУХАУЗ. Идеи функционализма и конструктивизма нашли здесь плодородную почву. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна.

Веркбунд

Веркбунд — художественно-промышленное реформационное движение XX века в области прикладного, промышленного дизайна в Германии. Его появление связано с приходом эпохи индустриализации, обособлением фабрикантов от ручного труда. Веркбунд утвердил положение серийного производства и сотрудничество людей с техникой. Он оказал значительное влияние на все последующие и даже современные школы дизайна. Веркбунд на 12 лет опередил создание новой художественной школы Баухауз. Будучи инициатором функционального искусства Веркбунд подготовил деятельность Баухауза и его передовых участников. Их отличие состояло в том, что деятельность Баухауза была направлена на теоретическую подготовку, а задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство. Идеи Веркбунда были близки положениям искусства СССР 1920-х гг. Они сходились в понятиях: «общественная полезность», «связь искусства с повседневной жизнью и социальной практикой», «конструктивное творчество». Основатель "Баухауза" Вальтер Гропиус (Walter Gropius) называл минимализм - главной чертой немецкого дизайна. Ничего лишнего - но при этом высокое техническое качество. Немецкий дизайн функционален и бесстрастен. Кстати, идеи немецких дизайнеров заимствуют и сегодня. Apple, например, в последние годы очень успешно использует стиль фирмы "Браун" 50-х-60-х годов в области развлекательной электроники. В Немецком дизайне основой сотрудничества художников и промышленников стал рационализм, желание использовать в продукции массового машинного производства интеллектуальную проработку, эстетику и естественные добротные материалы. Три основы нового искусства составляли: рациональная конструкция, лаконичная форма и откровенная функциональность. Благодаря своей социально-культурной значимости, ведущее место в иерархии искусств занимала архитектура. За ней следовали декоративное искусство (мебель), ремесла (посуда) и графика (полиграфия). В 1933 году крупнейшее объединение военного поколения Немецкий Веркбунд был закрыт национал-социалистами. После окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан выставочный Дом промышленной вещи в Эссене. Развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ до 1960-х годов. Сегодня в Германии - это традиционно сильная промышленность, социальная сфера, высокий научный потенциал все это накладывает свою специфику на дизайн в этой стране.

ФРАНЦИЯ.Элегантность, искусство, творчество! Эти три слова с одинаковым успехом могут быть отнесены как к самой Франции, так и к миру дизайна! Уже давно никто не удивляется, что страна, в которой производят самолеты «Конкорд», четырехцветные ручки «Бик». а также вазы «Це-це» находится на передовой креативной мысли. Бутики, знаменитые дизайнеры, уникальные места, необычные решения (но всегда функциональные!) Францию и дизайн связывает давняя история любви! Любовь к красивым предметам присутствовала во французской культуре всегда. И ее творческая история отличное тому доказательство. Понятие, произошедшее от слов « dessin » (практика) и  « dessein » (идея), - «design» стало употребляться с начала XX-го века в связи со стремительным развитием промышленности.  Этот термин, описывающий взаимообусловленность функциональности и элегантности предмета и культурных, модных или экономических тенденций. Имена французов, изменивших нашу повседневность Старк, Путман, Жуэн, Пруве, Ле Корбюзье… и многие другие! Они устремляются навстречу новому и, не колеблясь, вдыхают новую жизнь в предметы, которые меняют наш образ жизни. От шаровидной лампы 70- х годов прошлого века до кресла «Ribboon», ну и, конечно же, ножи Лагиоль, с новым обликом от Филиппа Старка, -  постепенно дизайн становится неотъемлемой частью жизни нашего общества … и, преимущественно, благодаря усилиям  «преобразователям повседневности».