4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
Элементами объемно-пространственных структур являются пространство, объем, поверхность и т.д., а их композиция определяет общие закономерности построения формы. Композиция – средство приведения элементов формы в единое целое. Главные принципы построения композиции: единство содержания и формы, целостность структуры.
Закономерности композиции: соразмерность элементов; соподчинение элементов; наличие композиционного центра и равновесие частей; цельность. В архитектонике выделяют три основных вида композиции: фронтальная; объемная; глубинно-пространственная.
Фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной. Объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространство.
Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика. Для всех видов художественного творчества гармонизация объемно-пространственных структур (ОПС) различных тектонических организаций формы осуществляется с учетом средств гармонизации (модуль, пропорции, ритм, масштаб и т.д.). Форма, обладающая согласованностью частей целого, художественным единством, называется гармоничной. Гармония выявляет общую логику развития, единства формы и содержания. В широком смысле гармония – это обобщение законов композиции, в узком – правила построения, координация элементов. Вместе с этим гармония – такая организация элементов формы или среды, которая помогает достичь совершенства эстетических форм для определенного стиля. Функциональность ОПС определяет характер форм, из которых создается гармоническая целостность. Гармоничность, в свою очередь, определяется пластическим рисунком формы, зависящим от свойств используемого материала. Под характерными особенностями ОПС понимают такие структурные свойства, как направления, углы, расстояния между элементами, особенности пластического решения и ритмической организации элементов.
Приведение элементов ОПС в гармоничное целое осуществляется композиционными приемами, в основе которых лежит идеальное, или каноническое представление об образе человека. Гармонические принципы отбирались различными поколениями людей и складывались в канонические и модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы зодчим, скульпторам, живописцам и художникам прикладного искусства. До нас дошли наиболее завершёнными и целостными три канона: индо-тибетский, насчитывающий более 3000 лет; египетский; европейский, основанный на пропорциях «золотого сечения» и «квадратуры круга» Леонарда да Винчи. Прием сосредоточения группировки элементов ОПС определяется природной группировкой частей фигуры человека по принципу «золотого сечения». Композиционная разработка формы, обусловленная строением фигуры человека, может рассматриваться как изначально гармоничная структура.
На территории городов выделяются следующие виды территориальных зон:
жилые
общественно-деловые
производственные
инженерной и транспортной структуры
рекреационные
специального назначения
режимные территории.
Для организации мест отдыха населения предназначены рекреационные зоны, включающие в себя городские открытые пространства: парки, сады, лесопарки, пляжи. Система открытых пространств - это совокупность взаимодействующих между собой незастроенных (водных, озеленённых) территорий, которая содействует оздоровлению окружающей среды, улучшает условия массового отдыха населения, обогащает внешний облик города, способствует охране природного ландшафта. Открытые пространства многообразны. Они отличаются размерами, конфигурацией, соотношением природных и искусственных компонентов, видом рекреационной функции, микроклиматической и санитарно-гигиенической ролью, ролью в формировании архитектурно-художественного облика города.
Открытое пространство любого размера и назначения фактически выполняет не одну, а определённое множество функций: рекреационных, санитарно-гигиенических, природоохранных, планировочно-регулятивных, хозяйственно-технических.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования