43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
Современная жизнь отличается многообразием и динамизмом, что неизбежно приводит к внутренним конфликтам, осложняющим бытие человека. Становится все более необходимой целенаправленная организация бытия людей, их пространственной среды, предметного мира.Десятилетиями процесс организации пространственной среды решался лишь в практическом плане: ставилась задача обеспечения населения нормальными условиями бытового комфорта в соответствии с заранее утвержденными параметрами и нормативами. Недостаточное внимание к внутреннему миру человека, чья пространственная среда отличалась безликостью, монотонностью застройки, оторванностью от культурных центров негативно сказалось как на самой пространственной среде регионов России, так и на мироощущении ее граждан. В последние десятилетия в условиях трансформации общества проблема бытия человека еще более обострилась, что потребовало специальных исследований в этой области. Необходимость исследования вызвана и недостаточностью информации о состоянии, уровне осво-еннности пространственной среды вообще и Юга России, в частности. Важность своевременного выявления и устранения негативных тенденций в организации пространственной среды вызвана экономическими, демографическими и социокультурными факторами. Разработанность проблемы исследования. Вопросы организации пространственной среды человека уходят своими корнями в глубокую древность и сохраняют актуальность и значимость на протяжении многих веков. Формирование пространственной среды - двуединый процесс, с одной стороны , ее формируют субъекты в процессе жизнедеятельности, с другой стороны, - среда влияет на субъектов, обусловливая средовое сознание, средовое поведение, соответствующий образ жизни. Предметное наполнение среды может быть временным, его функциональная определенность — сменной, при этом перепрофилизация, реконструкция могут радикально изменить образ пространства. На его восприятие влияют также и ракурсы наблюдения, которые продумываются архитектором и дизайнером при аранжировке интерьеров и оцениваются композиционно грамотным посетителем.
В городской среде периодически происходит смена масштабов застройки, «сброс» устоявшегося силуэтного образа, характерный, в частности, для градостроительной истории Москвы.
Теперь понятно, что любой интерьер при нейтральных исходных данных по своим форме и размерам может быть адаптирован в интересах дизайна для создания необходимой визуальной информации и впечатления.
Для достижения необходимого визуального эффекта дизайнер должен:
• привести формы интерьера к их восприятию посетителем, не упрощая и не вульгаризуя избыточной сложностью, но включая элемент визуальной «интриги»;
• оставляя контуры пространства нейтральными, решить его визуальную атмосферу за счет предметного наполнения и художественных акцентов;
• не усложнять структуру пространства сверх необходимого;
• внести в проектное решение эмоциональную составляющую — то главное, что создает целостное эстетическое представление об интерьере у посетителя, созвучное художественному замыслу автора; резонанс сопереживания есть цель дизайнера как любого художника, достигшего духовного единства, диалога взаимопонимания с тем, кому адресовано его творчество.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования