41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
Комплексную полифункциональную зону города составляет его общественный центр. Общегородской центр сосредоточивает главные функции общественно-политической, административной, культурной жизни и обслуживания горожан. Одной из важных задач планировки города является правильное определение структуры и содержания центра, набора различных учреждений, отвечающих многообразным потребностям населения и их развитию на перспективу. Анализ структуры и содержания центра показывает, что все функции центра, как и города в целом, разделяются по трем группам: труд (общественно-политическая работа и управление, образование, наука); быт (питание, торговля, хозяйственно-бытовое обслуживание, жилые дома); отдых (культура, развлечения, спорт). Каждой из этих групп предназначены различные учреждения, которые разделяются еще и по возрастным группам населения. Анализ содержания центра дает основу для определения структуры, выделения границ центральной зоны, ее планировочного формирования. Планировочная организация каждой функциональной зоны города обеспечивает самую основу жизненных процессов труда, быта и отдыха населения. Вместе с тем все эти процессы постоянно связаны между собой, и город должен объединять все зоны в единый целостный организм. Поэтому в понятие «планировочная организация города» входят не только зоны для производства, жилищ, обслуживания и отдыха, их рациональная внутренняя организация, но также и объединяющие их структурные системы - расселения и транспорта, общественных центров и озеленения. Создание этих систем при проектировании генерального плана города обеспечивается: выбором подходящего места для города и оптимальным взаимным сочетанием в плане его основных функциональных зон; формированием единого каркаса сети магистралей и улиц, обеспечивающих пассажирские сообщения, грузооборот и другие виды обмена между всеми зонами города и их структурными элементами; размещением сети общественных центров, организующих воедино различные части города и его ближайшие окрестности; созданием целостной системы озеленения и обводнения города и пригородной зоны; архитектурно-пространственной композицией взаимосвязанных элементов городской структуры; возможностью планомерного развития города в расчетный период и на более далекую перспективу.
Развитие композиции центров крупнейших городов должно происходить в противоположном направлении – по пути выявления и подчеркивания того своеобразного, что отличает данный город от сотен ему подобных. Проблема определения таких образо-формирующих компонентов среды наиболее сложна. Ими могут быть такие отличительные черты, как: уникальный природный комплекс; панорама; взаимоотношение открытых пространств и объёмов; планировочная композиция города и его частей; уникальные памятники архитектуры, истории, археологии; незаурядные современные архитектурные или инженерные объекты; принятый в обществе «имидж» города, например: город-победитель, город-завод, город-крепость, город-ярмарка. В соответствии с выявленным образом поселения нужно определить оптимальные для этой уникальной части города функции, совокупность которых бы подчеркивала его особенность, сохраняла его ценности, но не лишала среду жизнедеятельности и комфортности, превращая в музей. В противном случае, функциональная перегрузка общегородского центра в историческом ядре неизбежно приведёт к кардинальным изменениям в перепланировке его среды, потере уникальности.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования