45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
Градостроительный анализ проводится для территорий, на которых необходимо решать вопросы развития их планировочной и функциональной структуры, а также инженерной и транспортной инфраструктур. Такие преобразования можно и нужно планировать на различных уровнях, с различной степенью детальности – от разработки Концепции до проекта детальной планировки. Однако им обязательно должны предшествовать специальные исследования, позволяющие оценить следующие особенности территории:
для определения неизменяемых параметров городской среды необходимо провести исследования тенденций, причин и этапов изменения планировочной и функциональной структуры города;
для принятия решений об экономической целесообразности изменения характера застройки и благоустройства в зонах города, имеющих социальную значимость общегородского и более высокого уровня (общегородские центры коммуникационной активности (культура, торговля, отдых) и зонах, обеспечивающих сохранение памятников, необходимо оценить уровень трансформации качества среды в связи со строительством, качеством содержания и благоустройства;
для определения резервов градостроительного освоения территории необходимо оценить степень развития и амортизации инженерного и транспортного каркасов территории, оценить объёмы доступных водных и энергетических ресурсов;
для создания благоприятной городской среды необходимо оценить состояние экологического каркаса территории, размещение зон, на которых действуют природоохранные ограничения их хозяйственного использования;
для оценки инвестиционно-градостроительного потенциала различных зон исторической части города проводится исследование территории по факторам:
коммуникационной активности на текущий момент и перспективу,
маркетинговых показателей востребованности функций конкретных участков города.
Существует множество средств гармонизации, которые позволяют достигнуть единства и художественной выразительности композиции планировочной структуры города. Одним из таких средств является стабильность композиционной формы, обоснованная функциональным зонированием территории. Такой подход к гармонизации пространственной среды формируется на основе использования функциональной, объемно-пространственной и архитектурно-художественной композиций города, выраженных графоаналитическими схемами. Комплексная оценка выраженных средств гармонизации основывается на измерении количественных и качественных характеристик структуры города, которые служат основой создания графоаналитических техник.Предлагаемый метод гармонизации среды города основывается на учете графоаналитических техник, влияющих на трансформацию планировочной структуры города в процессе его развития во времени. Техники гармонизации в той или иной степени предопределяют возможность размещения новых объектов. Для выявления резервов проводится пофакторный анализ, состоящий из трех этапов. Метод включает в себя нижеследующие этапы: I. Предварительный анализ городской среды и выявление ее дисгармонии; II. Синтез и обработка информации по проведенному первому этапу. Выбор значимого места в городе, где может располагаться полифункциональная структура; III. Разработка проектного решения.
В композиции объемно-пространственного решения данные принципы гармонизации могут быть выражены расположением элементов, цветом, пластикой и др. При этом они могут придавать композиции неоднозначный характер.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования