34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
С приходом нового тысячелетия человечество перешагнуло не только календарный рубеж, но и перешло к новой постиндустриальной эпохе, от "силового" взаимодействия с природой, экстенсивного развития энергетики, добывающей и перерабатывающей промышленности к "тонкому" производству, развитию наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий. Изменяются методы управления не только технологическими процессами, но также методы управления хозяйственной и социальной деятельностью, что стало возможным благодаря бурному развитию информационной техники и связи.
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. Темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы природа – биосфера – человек и установки определенных экологических границ в отношениях человека и природы.
На протяжении всей своей истории человеческое общество непрерывно развивается, усиливая тем самым антропогенное воздействие на природу. «Человеческое общество с момента своего возникновения участвует в процессах движения вещества на планете, но делает это в высшей степени необычно для природы. Основным способом преобразования вещества для человека является труд, а основным источником энергии служат продукты фотосинтеза прошлых эпох – горючие ископаемые. Поскольку применение орудий труда сделало человека относительно независимым и универсальным фактором на планете, то для него с самого начала появилась возможность идти вразрез с порядком и направленностью природных процессов». Процессы интеграции, информатизации и глобализация для современного общества являются объективными, системными и необратимыми. Они расширяют спектр человеческих потребностей, развивают общественное сознание, являются движущими силами прогресса цивилизации. В общем потребности людей – субъективно-объективная категория, которая сопоставляет их желания с реальными нуждами и способностями. Потребности человека имеют определенную иерархию, которая выстраивается в зависимости от его мировоззрения, системы ценностей, образования и материального обеспечения. Данная категория имеет глубокую философскую и психологическую природу. Человеческие потребности безграничны, так как по мере удовлетворения одних потребностей людей возникают новые. Потребности характеризуют личность с активной стороны, так как побуждают ее к целенаправленной деятельности. Потребности могут носить как личный, так и общественный характер. Обычно личные потребности индивида удовлетворяются самим обществом и не должны противоречить общественному развитию. Ведь именно трудовая деятельность индивида и его способность к мышлению и познанию, сделали возможность прогресса цивилизации. Но по своей природе люди наделены разными способностями и, следовательно, удовлетворять свои потребности они могут только в процессе обмена и общения, поэтому существовать вне общества человек практически не способен.
Научно-технический прогресс открыл множество новых перспектив для человеческой деятельности, сделал жизнь людей более комфортной, но, с другой стороны, он полностью игнорирует биологическую сторону происхождения людей. Социально-экономический рост современного общества огромен, но он полностью противоречит извечным законам природы. Техносфера, созданная самими же людьми, просто убивает биосферу, с каждым днем все больше выводя ее из состояния равновесия. Современное общество перестало осознавать, что человек без природной среды просто не сможет выжить, а вот природа долгое время существовала без человека и вполне сможет справиться без него. Состояние биосферы Земли на современном этапе общественного развития просто катастрофично и виноват в этом именно антропогенный фактор и его безграничные потребности.
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность дальнейшего развития человеческой цивилизации. Деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. На современном этапе развития общества наблюдается рост потребления и добычи природных ресурсов при реальном сокращении их природных запасов. Численность населения Земли с каждым годом увеличивается, а Ойкумена, пригодная для местообитания людей, уменьшается. Наблюдается резкое сокращение биологического разнообразия и, как следствие, ограничение возможностей биосферы к саморегуляции. Происходит значительное изменение климата Земли и истощение ее озонового слоя.
Общественный прогресс остановить нельзя, но необходимо направить его на вектор гармонизированных взаимоотношений с природой. Необходимо изменить потребительское отношение к природе, ведь возможности нашей биосферы не безграничны. Нравственно- философские принципы технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее увеличение власти человека над природой, оказались несостоятельными. Человечество стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования