logo
gotovye_otvety_1

3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.

К объектам в средовом дизайне относят предметное наполнение и технологическое оборудование, которые вместе с объемно-пространственной основой образуют особый дизайнерский объект – предметно-пространственный ансамбль. Дизайн среды, используя возможности архитектуры, создает объекты, обладающие не только формальной целостностью, но и способные выражать смысл и характер образа жизни. Комплексное, а тем более ансамблевое, художественное проектирование дизайнерских объектов требует их приведения в систему, сводящуюся к определенным образом организованной группировки этих объектов, что и составляет суть такого явления, как типология. Дизайн среды представляет собой сложный многостадийный процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов различного профиля – от архитекторов, дизайнеров и художников до технологов и экономистов. Высшей формой дизайна среды является дизайн архитектурной среды, обращающий основное внимание на проектирование образно-художественных особенностей средового объекта, вытекающих из существа функциональных процессов и их общественной значимости.

Критерии классификации средовых объектов и систем. Типы среды — интерьеры, городская среда, «среда - событие», интегральные формы, особенности их формирования Сложность средового проектирования, имеющего дело одновремен­но и с архитектурными, и с дизайнерскими слагаемыми среды, усугубляет­ся очевидным разнообразием видов нашего окружения.

Средовой объект — это самостоятельный интерьер или тесно свя­занный общим назначением и художественным смыслом комплекс инте­рьеров. Как правило, Средовой объект имеет сложное строение, включая ряд Средовых объектов меньшего ранга и более узкого назначения, каж­дый со своими параметрами простран­ства и оснащения (например, здание — группа помещений этого здания — отдельное помещение — фрагмент помещения), будучи при этом частью более крупной средовой структуры или цепочки структур («улица — рай­он — город»). 

Средовые системы состоят из близких по функции и облику средовых объектов, разделенных значительными объемными или пространственными преградами иного значения и художественного содержания. Например, цепочка станций метрополитена, городская сеть магазинов крупной фирмы. Проектная практика дает нам еще и другие комплексные варианты типологии средовых образований. Например, интегральные формы - когда ведущая функция столь значительна, что ей подчиняются все характеристики средовых систем и их элементов (транспортная среда, среда для эксперимента в экстремальных условиях). Могут различаться и узко специализированные средовые комплексы (системы ориентации в городском пространстве). В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на интерьеры и дизайн внешней архитектурной среды. Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет ‑­ свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьерах общественных зданий особое внимание уделяется отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. В жилых помещениях палитра средств проектировщика значительно уже, в особенности в условиях многоквартирных жилых домов. В отличие от общественных зданий жилые помещения здесь, как правило, намного меньше по своим размерам и имеют более простые и компактные формы. При организации их интерьера основной упор делается на обстановку - мебель и оборудование. За счет ее стилистики во многом и формируется образ интерьера в целом. Индивидуальность образного решения жилого интерьера достигается соответствующей компоновкой мебели и элементов оборудования, цветофактурным решением потолка, пола стен, а также включением в интерьер отдельных уникальных элементов (картины, светильники, камины и т.д.). Особое внимание уделяется эргономике. В первую очередь это касается рабочих зон квартиры.