24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
Цветовые гармонии — определенное сочетание цветов, вызывающее эстетическое удовлетворение человека. По степени цветового контраста цветовые гармонии делятся на контрастные и нюансные. Контрастные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов с большим или средним цветовым контрастом. Частным случаем контрастных гармоний являются гармонии дополнительных цветов.Нюансные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов одного цветового тона, отличающихся по насыщенности илн яркости, а также двух или нескольких цветов с малым контрастом по цветовому топу, независимо от их насыщенности и яркости.
Основа построения цветовых гармоний — выявление доминирующего цвета, играющего основную роль в композиции, и обеспечение цветового равновесия. Основной цветовой тон выбирают исходя из психофизиологических, функциональных и эстетических требований. Его доминирующая роль определяется наибольшей площадью, яркостью, либо насыщенностью по сравнению с другими цветами, участвующими в композиции, либо местом расположения в поле зрения наблюдателя. Остальные цвета противопоставляются главному по цветовому тону, насыщенносги и светлоте в контрастных гармониях или сближаются по цветовой характеристике в нюансных. Для обеспечения цветового равновесия цвета наиболее насыщенные должны занимать меньшую площадь, а менее насыщенные — большую.
Психофизиологическое воздействие на человека оказывает ряд факторов: цветовой тон, насыщенность, яркость, светлота, цветная адаптация, освещенность, цветовые контрасты и гармония.
Различные цвета по-разному воспринимаются человеком: создают хорошее настроение или плохое, повышают или снижают активность. Воздействие цвета на психику человека основано на его свойствах иллюзорно производить впечатление простора или подавлять, создавать чувства тепла или холода, покоя или движения.
Более активно воздействуют на человека теплые цвета – красный, оранжевый, желтый и все родственные им цвета из цветовой гаммы. Они оказывают возбуждающее воздействие, увеличивают работоспособность, стимулируют умственную деятельность человека, улучшают его самочувствие, но снижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур.
Холодные цвета, включающие все производные синего, оказывают пассивное, успокаивающее воздействие, предрасполагают к отдыху и раздумью.
К физиологически оптимальным относятся цвета, занимающие серединное положение между группами теплых и холодных цветов. Это зеленые, желто-зеленые и ахроматические (светло-серый). Белые и светло-серые цвета в больших количествах производят впечатление пустоты и холода, но в то же время являются хорошим фоном для ярких хроматических цветов.
Темные насыщенные цвета ассоциируются с тяжестью, вызывают цветовое утомление, светлые – ощущение легкости, света, повышают работоспособность. Чем больше занимаемая цветом поверхность, чем он ярче и насыщеннее, тем сильнее воздействие отдельного цвета.
Цвет способен иллюзорно изменять пропорции и размеры предметов и пространства. Например, мебель светлого цвета выглядит большей по размеру на темном фоне, и наоборот, темная мебель на светлом фоне кажется меньших размеров. Теплые насыщенные цвета (красный, оранжевый, желтый) воспринимаются как более близкие к наблюдателю, как выступающие; холодные (голубовато-зеленые, зеленовато-синие, синие) – как более удаленные, отступающие. Используя эти особенности цветового восприятия, можно зрительно отдалить изделия, расположенные на первом плане, и приблизить фон.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования