logo
gotovye_otvety_1

24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.

Цветовые гармонии — определенное сочетание цветов, вызывающее эстетическое удовлетворение человека. По степени цветового контраста цветовые гармонии делятся на контрастные и нюансные. Контрастные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов с большим или средним цветовым контрастом. Частным случаем контрастных гармоний являются гармонии дополнительных цветов.Нюансные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов одного цветового тона, отличающихся по насыщенности илн яркости, а также двух или нескольких цветов с малым контрастом по цветовому топу, независимо от их насыщенности и яркости.

Основа построения цветовых гармоний — выявление доминирующего цвета, играющего основную роль в композиции, и обеспечение цветового равновесия. Основной цветовой тон выбирают исходя из психофизиологических, функциональных и эстетических требований. Его доминирующая роль определяется наибольшей площадью, яркостью, либо насыщенностью по сравнению с другими цветами, участвующими в композиции, либо местом расположения в поле зрения наблюдателя. Остальные цвета противопоставляются главному по цветовому тону, насыщенносги и светлоте в контрастных гармониях или сближаются по цветовой характеристике в нюансных. Для обеспечения цветового равновесия цвета наиболее насыщенные должны занимать меньшую площадь, а менее насыщенные — большую.

Психофизиологическое воздействие на человека оказывает ряд факторов: цветовой тон, насыщенность, яркость, светлота, цветная адаптация, освещенность, цветовые контрасты и гармония.

Различные цвета по-разному воспринимаются человеком: создают хорошее настроение или плохое, повышают или снижают активность. Воздействие цвета на психику человека основано на его свойствах иллюзорно производить впечатление простора или подавлять, создавать чувства тепла или холода, покоя или движения.

Более активно воздействуют на человека теплые цвета – красный, оранжевый, желтый и все родственные им цвета из цветовой гаммы. Они оказывают возбуждающее воздействие, увеличивают работоспособность, стимулируют умственную деятельность человека, улучшают его самочувствие, но снижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур.

Холодные цвета, включающие все производные синего, оказывают пассивное, успокаивающее воздействие, предрасполагают к отдыху и раздумью.

К физиологически оптимальным относятся цвета, занимающие серединное положение между группами теплых и холодных цветов. Это зеленые, желто-зеленые и ахроматические (светло-серый). Белые и светло-серые цвета в больших количествах производят впечатление пустоты и холода, но в то же время являются хорошим фоном для ярких хроматических цветов.

Темные насыщенные цвета ассоциируются с тяжестью, вызывают цветовое утомление, светлые – ощущение легкости, света, повышают работоспособность. Чем больше занимаемая цветом поверхность, чем он ярче и насыщеннее, тем сильнее воздействие отдельного цвета.

Цвет способен иллюзорно изменять пропорции и размеры предметов и пространства. Например, мебель светлого цвета выглядит большей по размеру на темном фоне, и наоборот, темная мебель на светлом фоне кажется меньших размеров. Теплые насыщенные цвета (красный, оранжевый, желтый) воспринимаются как более близкие к наблюдателю, как выступающие; холодные (голубовато-зеленые, зеленовато-синие, синие) – как более удаленные, отступающие. Используя эти особенности цветового восприятия, можно зрительно отдалить изделия, расположенные на первом плане, и приблизить фон.