logo
gotovye_otvety_1

23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.

Дизайн-концепция – основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. Д.к. - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Теоретическим обоснованиям работы над Д.к., стали положения о проблематизации задания на проектирование и тематизации. Эти этапы проектного анализа сравнимы с привычными приемами последовательного аналитического изучения подлежащего проектированию объекта, которое помогает понять пути решения проектной задачи. Отличие состоит в том, что для сложного дизайнерского объекта оба этапа связаны непредсказуемым образом и составляет в целом самостоятельный творческий раздел проектной работы, не имеющей аналогов в традиционных видах проектирования.

Дизайн-концепция состоит из четырех блоков:

1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа);

2. Выработка системы принципов проектирования;

3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта;

4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы. Естественно достижение целостности, завершенности главного замысла осуществляется поэтапно.

Существует иерахия становления концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных проблем; 2. Формулирование проектных задач; З. Формулирование проектных требований.

Важно обратить внимание на цели и задачи концепции:

Дизайном является проектная художественно-техническая деятельность по разработке инновационных промышленных изделий, формированию гармоничной предметно-пространственной жилой, производственной и социально-культурной среды.

Основной целью настоящей Концепции является развитие дизайна как интегральной инновационной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Мозговой штурм

Названием «мозговой штурм» обозначают различные креативные технологии, направленные на поиск творческих идей. Несмотря на то, что таких технологий и методик несколько, между ними не делается различий. Причина, по-видимому, в том, что каждый консультант или команда, один раз, по наитию, нащупав какую-либо методику, ее постоянно использует и называет ее мозговым штурмом.

Главными условиями всех креативных технологий являются свободный поток идей, отсутствие критики пришедших идей, точнее, идеи сначала генерируются по принципу «чем больше, тем лучше», а критический их разбор осуществляется позже. Мозговой штурм – это технология коллективного творчества.

«Мозговой штурм» дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей.

Метод эвристического мышления – метод одиночек. Консультант садится один на один с белым листом бумаги и пишет на него все мысли, какие только приходят в голову. В принципе, метод лишен недостатков мозгового штурма – обдумывание идей может продолжаться сколь угодно долго, не надо собирать вместе несколько человек и стимулировать их к работе, а местом обдумывания может быть и ванна, и общественный транспорт. К тому же метод гораздо гибче, чем мозговой штурм – всегда можно отказаться от одной творческой идеи в пользу другой, пришедшей позже. Но творческих стимулов в этом методе гораздо меньше. Несмотря на это, он используется не реже, если не чаще, чем коллективный мозговой штурм.

Метод интервью

В данном случае для стимулирования творческой деятельности используется неформальное интервью с кандидатом, заказчиком, или любым другим человеком, выступающим в роли эксперта. С ним беседует консультант или команда консультантов, используя либо метод неформального интервью, либо слабо формализованные формы интервью.

Возможны любые комбинации этих методов. Допустим, несколько человек, каждый сам по себе, нарабатывает багаж идей методом эвристического мышления. После этого их обсуждение продолжается либо «за круглым столом» (используя технологии мозгового штурма), либо передаются друг другу для «самостоятельной работы».