40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
Максвелл открыл, что свет – это электромагнитное возмущение, распространяющееся в непроводящей среде, т.е. разновидность электромагнитных волн. Этот завершающий этап исследований изложен в работе Максвелла «Динамическая теория электромагнитного поля» (1864). В экспериментах по смешиванию цветов Максвелл применил особый волчок, диск которого был разделен на секторы, окрашенные в разные цвета (диск Максвелла). При быстром вращении волчка цвета сливались: если диск был закрашен так, как расположены цвета спектра, он казался белым; если одну его половину закрашивали красным, а другую – желтым, он казался оранжевым; смешивание синего и желтого создавало впечатление зеленого. В 1860 за работы по восприятию цвета и оптике Максвелл был награжден медалью Румфорда.
Аристотель.Свет сам по себе невидим; он как таковой только мыслим. В трактате "О цветах" почти не уделено внимания самой сущности цвета, Единственная мысль, по этому вопросу, касается не цвета вообще, а так называемых у Аристотеля простых цветов, которые принимаются неотделимые свойства стихий: земли, воздуха, веды и огня, свойства, присущие им по природе. "Стихии", с которыми связаны у Аристотеля основные цвета известная степень напряжения материи вообще. В цвете находится по крайней мере два плана: свет и тьма. В желтом или красном свет – напряженно преодолевая тьму, является активно-наступающим началом; в синем он уходит в даль, как бы уже не встречая никакого сопротивления со стороны темноты; в зеленом оба противоречивые начала находятся в состоянии мира, покоя, равновесия.
В трактатах "О душе" и "О чувственном восприятии" цвет определяется прежде всего как видимое. Видимое же должно быть понято как нечто противоположное невидимому. Невидимое - это прозрачное. Поэтому в определении цвета - роль играет понятие прозрачного. "Прозрачной средой я называю, – говорит Аристотель, – то, что видимо, но видимо не само по себе в абсолютном смысле слова, но посредством другого цвета.
Есть граница прозрачности. Прозрачность присуща не только воде, воздуху и другим телам, которые мы обычно называем прозрачными, но всем без исключения телам, – только в одних телах прозрачность – больше, в других – меньше". В каждом теле – свой предел прозрачности, – и этот предел есть цвет. Если так, то на цвет нужно смотреть как на то, что делает прозрачное видимым, тогда как само по себе оно невидимо.
Аристотель исходит из факта света. Он мыслит этот свет в некоей среде, в некоем его инобытии, поскольку эта среда, взятая сама по себе, лишена всякого света и потому невидима. Далее, эта среда мыслится у него с разной степенью доступности для света, ибо свет может проникать ее и беспрепятственно и с преодолением создаваемых ею тех или иных препятствий. Это – степень прозрачности. Затем, для получения того или иного цвета надо зафиксировать самую эту степень прозрачности, тот предел, до которого она может быть прозрачной. И, наконец, действие света в его инобытии при возникновении цвета мыслится динамически, энергийно. Это есть становление света в прозрачности, активно движущееся в ту или иную сторону.
Велик вклад Ньютона в оптику. В 1666 году при помощи трехгранной стеклянной призмы он разложил белый свет на семь цветов (в спектр), тем самым доказав его сложность (явление дисперсии), открыл хроматическую аберрацию. Пытаясь избежать аберрации в телескопах, в 1668 и в 1671 годах сконструировал телескоп-рефлектор оригинальной системы - зеркальный (отражательный), где вместо линзы использовалось вогнутое сферическое зеркало (телескоп Ньютона). Исследовал интерференцию и дифракцию света, изучая цвета тонких пластинок, открыл так называемые кольца Ньютона, установил закономерности в их размещении, высказал мысль о периодичности светового процесса. Пытался объяснить двойное лучепреломление и близко подошёл к открытию явления поляризации. Свет считал потоком корпускул - корпускулярная теория света Ньютона (однако на разных этапах рассматривал возможность существования и волновых свойств света, в частности в 1675 году предпринял попытку создать компромиссную корпускулярно-волновую теорию света). Свои оптические исследования изложил в "Оптике" (1704).
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования