28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
региональный дизаин скандинавский — одна из региональных ветвей дизайна, которую отличает явное следование ремесленным традициям.
На протяжении нескольких десятилетий Р.д.с. развивался в направлении, заданном деятельностью А. Аалто, а наибольшую известность приобрели работы финских дизайнеров: Т. Вирк-кала, К. Франка, Т. Сарпанева и др. Эти работы сочетают высокий функционализм с повышенным вниманием к материалу, колористическому решению (в котором невозможно не угадать связи с ландшафтными особенностями севера Европы). Заметное место в творчестве финских мастеров и их последователей в Швеции, Дании и Норвегии занимают объекты, традиционные для местных ремесел, — ткани, керамика, изделия из дерева и стекла. Всемирную известность получили скандинавская посуда, мебель, ручной инструмент, спортивное оборудование, игрушка.
Начиная с 1970-х годов круг объектов скандинавского дизайна заметно расширяется — помимо бытовых изделий в него попадают электроника, оргтехника, сантехническое оборудование, спецодежда, транспортные средства. Лидирующее положение скандинавский дизайн-занимает в области проектирования изделий для Севера. Расширяется и круг материалов — скандинавские мастера начинают активно работать с полимерами и композитами, при этом их традиционное внимание к фактуре и цвету приводит к ярким, нетрадиционным решениям. И хотя наметившееся в последние годы увлечение концептуализмом, постмодернистскими формами и сближает часть работ скандинавской школы с произведениями, скажем, итальянского авангарда, самобытный характер скандинавского дизаина сохраняется и, будем надеяться, сохранится в будущем.
Тенденция приблизить жилище к окружающей среде. Впервые это стремление реализовали в 20-30-е годы прошлого столетия скандинавские дизайнеры, отчего этот стиль стали также называть скандинавским. Основоположником направления принято считать финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто, который первым начал создавать гнутую мебель из березы. Уже в пятидесятые она стала культовой, покорив Европу своей естественностью и функциональностью. «природа, — говорил мэтр, — лучший комитет по стандартизации». Выдающийся представитель функционализма в архитектуре, финский архитектор Хуго Алвар Хенрик Аалто по-новому применил принципы функционализма и выработал свой особый архитектурный стиль. Алвар Аалто заложил в качестве ведущего принципа проектирования своих сооружений органичное единство постройки и окружающей природы. Он использовал условия местности, подчиняя формы здания особенностям ландшафта.Аалто говорил: «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки. Волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась в характерную примету фирменного стиля Аалто.
Другими приметами стали:
свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости;
постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.
При этом Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определенная область применения.
Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта. Первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались часто не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.
Так же в Скандинавии поддерживается широкий культурный контекст традиционного быта народа. Важно, что это не только музеефицированные произведения искусства и народного ремесленного творчества, но и постоянно продуцируемые и внедряемые в быт образцы традиционной мебели, посуды, одежды и пр. В Финляндии они вводятся в культурный оборот целенаправленно и всячески культивируются. Таким образом, в едином жизненном пространстве органично сосуществуют старые (или воспроизведенные по старым образцам) и новые вещи, образуя своеобразную духовную среду, питающую поиски дизайна и влияющую на реальную жизнь людей.
Традиционно-ученическое отношение к природе подразумевает и традиционное отношение к материалу. Дизайнер не должен навязывать свою волю материалу, но должен творить исходя из его структуры, пластики и возможностей, стремясь подчеркнуть присущую ему красоту, раскрыть его свойства. При этом необходимо выбрать наиболее экологичные способы обработки материала.
"Хороший" продукт должен быть экологичным. Энерго и ресурсосбережение, экологическая чистота становятся такими же важными потребительскими качествами изделия, как эргономичность, рациональность, экономичность, простота в пользовании. Современный экологический дизайн должен производить комплексные продукты на высшем техническом уровне, которые являются достаточно долговечными, легкоутилизируемыми и перерабатываемыми и при этом выполненными на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Каждый дизайнер обязан быть не только творцом, но и ответственным жителем земли. При проектировании дизайнер обязан учитывать не только эстетический момент, он должен смотреть далеко вперед, возлагать на себя ответственность за будущую экологичность продукта....
Очевидно, что экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биологической среды. Культурная среда не менее важна, она необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его самодисциплины и социальной самоидентификации. Как видно, оба подхода к современным проблемам дизайна - проблеме культурной идентичности и экологической - глубоко взаимосвязаны и могут быть причислены к сфере экологии культуры.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования