31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
Понятие город возникло от слова "огородить", "обособить". Как и сам человек, город является частью не только биосферы, но и информационной оболочки земли – так называемой ноосферы. И развитие его, так же как у человека, происходит по двум направлениям – естественному (стихийному) и искусственному (плановому). Ранние энеолитические поселки, как правило, не имели четкой планировки и напоминали нечто вроде мха, беспорядочно выраставшего на поверхности земли. Город же отличается от таких поселений тем, что у него обязательно есть «интеллект», так называемая градообразующая функция: причина и предпосылка, по которой он возникает (либо это расположение на пересечении торговых путей, либо хорошее место для развития ремесла промышленности, либо наличие достопримечательностей).Форма и структура города зависят от нескольких факторов: географических и природных условий, рода занятий и образа жизни его жителей, социального и политического строя. Первые города, как правило, имели радиально-кольцевую структуру, развивавшуюся по принципу кроны дерева - от центра к периферии. Другой, более редкий вариант – линейная структура: город, который тянется вдоль берега реки или по кромке ущелья. Обязательным элементом любого древнего города были оборонительные сооружения: круговая крепостная стена и ров, смотровые башни и т. д. Демократический строй (например, в полисах Древней Греции) обусловил появление в городах специальных мест для собраний народных масс.
С развитием цивилизации и появлением огнестрельного оружия традиция строить города-крепости изжила себя: город стал открытой системой, в нем появился транспорт. А научно-технический прогресс и вовсе вырвал города из природного контекста: из безобидных каменных лабиринтов на пару тысяч жителей они превратились в огромные, плохо управляемые жилые массивы с населением, исчисляемым миллионами. Сегодня сравнение города с живым организмом – это уже не аллегория. У него есть тело – сами постройки и сеть коммуникаций (сосудов), и душа – жители с их энергетикой. Как и организму, городу для нормального функционирования требуются определенные вещества (чистая вода и воздух, продукты питания, минерально-строительное и химическое сырье, уголь, нефть, металлы, газ, жидкое топливо, электроэнергия и т. д.). С некоторого времени города начали строить по определенному плану. В начале XX века это был идеал города-сада, затем появилась идея так называемого соцгорода, в конце 90-х – город-технополис и т. д. Однако любой архитектор знает, что план – это лишь попытка побороть природную стихию. Населенный пункт, даже построенный строго по плану, с нуля, в какой-то момент начинает жить сам по себе, как повзрослевший ребенок. То есть город – это своеобразный переход из биосферы в ноосферу, поэтому его развитие является одновременно и стихийным, и управляемым процессом. Планы могут быть замечательными (как, например, генеральный план развития Москвы 30-х или 70-х годов), однако жизнь всегда вносит в них свои коррективы. Сегодня же все планы создаются с поправкой на эти непредсказуемые «ответвления». Но если раньше стихийный рост города все же полагался на традиции и народную мудрость, то теперь во главу угла поставлена только экономика. В Москве, к примеру, по словам самих архитекторов, люди сегодня строят что хотят и где хотят. И если государство в ближайшее время не вмешается и не определит жесткие рамки, обязывающие застройщиков действовать, как минимум учитывая экологию, то город просто задохнется.
Другая беда старинного города – выход из-под контроля процесса реставрации архитектурных памятников – также чревата неприятными последствиями: город может попросту потерять свое лицо. Сегодня проблема вывода столицы из кризиса и ее застарелые «недуги» (чрезмерная плотность и скученность, устаревшая транспортная система, бесконечная стилевая эклектика и т. д.) активно обсуждаются на самых разных уровнях. Рецептов лечения предлагается много: здесь и отказ от радиально-кольцевой системы, и распространение города вширь – вплоть до слияния его с областью, и децентрализация – создание многоцентровой системы (предложенное, кстати, еще большевиками и использованное французами в Париже). Вспоминаются и смелые проекты 60–70-х годов, когда идея линейного развития Москвы была доведена до абсурда: предлагалось создать единую «трансроссийскую» столицу, протянувшуюся хребтом едва не через всю страну. И даже предложение (высказанное еще в 70-е годы писателем Волковым) отнять у Златоглавой столичные функции и перенести центр куда подальше – в Сибирь или за Урал.
Какой бы путь ни выбрали те, кто закладывает сегодня кирпичики большого «дома», в котором будут жить будущие поколения россиян, ясно одно: строить по-старому уже нельзя. Сегодняшняя модель города будущего, к которой надо стремиться, видится архитекторам как «разумный», или «ноосферный», город, представляющий собой симбиоз естественно-биосферной и искусственной (созданной людьми) природы, – своеобразный экополис, в котором учтено все: комфорт и здоровье людей, красота природы и законы гармонии.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования