25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
Особым обстоятельством учета влияния тех или иных параметров среды на человека является их совместное и комплексное воздействие.
К ведущим гигиеническим характеристикам относятся такие параметры среды, как температура, влажность и скорость движения воздуха.
Оптимальной температурой воздуха в жилище является 20°С (± 2°С). Наиболее комфортной температурой можно считать 20—22 °С, 18 °С — min. допустимая комнатная температура при температуре наружного воздуха минус 24°С и ниже. Наиболее комфортной считается относительная влажность воздуха в комнате в пределах 30—70%.
При отступлении влажностного режима от этих границ происходит резкое и неоднозначное изменение самочувствия человека в данной среде. Так, меняются характеристики комфортного для него теплообмена — либо он затрудняется (при повышении влажности), либо ускоряется (при ее снижении). Но если температура воздуха ушла из комфортной зоны — резко снизилась или повысилась, — то реакции организма становятся нестандартными: сочетание низких температур и высокой влажности делает погоду субъективно холоднее, а высокая температура при нулевой влажности переносится намного легче, чем при нормальной. Во всех случаях формирование комфортных условий происходит через так или иначе организованное взаимодействие человека с внешней средой, через учет влияния на человека природных факторов — климата, ландшафта, условий радиации и т.д., влияние которых на организм человека можно классифицировать по 3-м состояниям: прямое, опосредованное и косвенное.
Например, к прямому воздействию климата на организм человека можно отнести то, которое он испытывает, находясь под открытым небом — оно определяет его тепловое состояние, поведение, заболеваемость и т.д. Климат оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного объемно-пространственного решения в архитектурном проектировании, выбор конструктивных и отделочных материалов и т.д.
Опосредованное воздействие климата — психофизиологические реакции — важны и интенсивны, но и они сами, и их источники (температура и влажность, ветровой режим, осадки, химический состав воздуха и солнечная радиация) могут быть так или иначе деформированы санитарно-техническими средствами, избранным режимом труда и отдыха и т.д.
К косвенному воздействию относят влияние климата на микроорганизмы, растительность и животных, а они в свою очередь влияют на здоровье человека.
Инсоляция - освещенность помещения прямыми солнечными лучами. свет, по сути, управляет нашей жизнедеятельностью, влияет на основные функции организма, в состоянии перестроить наши физиологические и психические реакции. Избыток света может нанести организму и немалый вред.
Расчет нормативов зависит от географии местности, поэтому для каждого региона нормы инсоляции свои. В нашем географически-климатическом поясе речь можно вести только об определенной части года - периоде с 22 марта по 22 сентября. Именно для этого времени рассчитывают необходимые нормы освещенности помещения солнечным светом.
Согласно нормативам, разработанным Министерством здравоохранения еще в 60-е годы прошлого столетия, продолжительность светового дня для квартиры не должна быть меньше 1,5–2 часов.
Однако и тут важно не переборщить. Исследования показали, что если прямые солнечные лучи властвуют в помещении больше 2–2,5 часов в день, то эффект получается прямо противоположный: создается благоприятная почва для размножения болезнетворных бактерий и микроорганизмов.
АКУСТИКА
При разговоре в небольшом помещении уровень шума в нем достигает 50 дБ. Для сравнения: сложности в восприятии слов собеседника начинаются, когда уровень шума превышает 35 дБ. Известно, что такие изменения в поведении, как гипоплазия, могут иметь причиной в том числе и невозможность понять собеседника. Особые сложности испытывают пожилые люди, а также люди с пониженным слухом и дети в период, когда они учатся говорить и читать. Эти соображения ведут к необходимости снижения фонового шума, особенно в небольших помещениях. Другой важный показатель акустического комфорта - время отражения звука. Оптимальный уровень его должен составлять 0,6 с.
Борьба с повышенным уровнем шума в помещениях включает в себя в том числе использование твердых материалов при строительстве. Они значительно снижают уровень шума, проникающего в помещение извне, а также приглушают шум, который возникает в самом помещении.
Важно учитывать два значения: шумность помещения, которая должна находиться в пределах 45-50 дБ, и реверберацию, то есть время, за которое затихает звук. Этот показатель должен стремиться к 0,4 cек. Психологи утверждают: сотруднику, который отвлекся от рабочего процесса на шум, требуется в среднем 15 минут, чтобы полностью восстановить концентрацию. Поэтому от соблюдения этих норм зависит производительность труда.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования