47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
Объектами ландшафтного дизайна являются, прежде всего, городские и загородные ландшафтно-рекреационные территории, где осуществляется тщательная проработка деталей культурного ландшафта. Эти объекты включают пространства, сформированные с использованием средств ландшафтного дизайна — растительности, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, визуальной коммуникации и др.
К таким объектам относятся малые рекреационные территории и полифункциональные парки. Они являются структурными элементами системы озелененных территорий города и, как правило, выполняют экологическую, архитектурно-художественную и рекреационные функции. Площадь их территорий зависит от градостроительных условий размещения и нормативных требований. Малые рекреационные территории можно подразделить на две подгруппы. К первой следует отнести территории свободного пользования: городские сады, сады микрорайонов и жилых групп, скверы, буль¬вары, набережные, пешеходные улицы. Ко второй группе следует отнести озелененные территории режимных учреждений: вузов, техникумов, гостиничных комплексов, лечебных учреждений, детских садов, школ, промпредприятий и др.
Самым крупным планировочным элементом первой группы является городской сад.
Городской сад предназначен для массового отдыха населения города. Он выполняет, как правило, одну из ведущих функций — рекреационную, выставочную, прогулочную и расположен ближе к центральному району города. В сравнении с городским парком он имеет значительно меньше зон и, соответственно, меньше разных сооружений. Главное в городском саду — природные элементы: растения, вода, камни.Здесь необходимо создание декоративных композиций, введение экзотов, цветочное оформление. Из сооружений на территории сада могут размещаться: летний театр или кинотеатр, кафе, музыкальная эстрада, танцплощадка, шахматно-шашечный клуб, площадки для тихого отдыха.
Микрорайонный сад представляет собой озелененный участок, обычно размещаемый в центре микрорайона, используемый населе нием для повседневного отдыха. Как правило, территория сада микрорайона не превышает 8—10% территории микрорайона и имеет площадь не менее 1 га.Планировка и композиция пространства микрорайонного сада должна быть подчинена задачам его функционального назначения. Основой планировки являются прогулочные маршруты, а общая композиция его должна представлять центральную поляну в раме зеленых насаждений свободной конфигурации. Прогулочный маршрут должен иметь достаточную протяженность.
Сад жилой группы представляет собой озелененную территорию площадью 0,1-0,2 га; при разработке общей объемно-пространствен ной композиции используются: геопластика рельефа, древесно-кустарниковые насаждения, малые архитектурные формы. Архитектурно-художественный облик сада жилой группы во многом зависит от количества и качества озелененной территории.
К малым рекреационным территориям относятся и скверы.
Сквер — это небольшая озелененная территория (0,25—2 га), как правило, расположенная на улицах и площадях, у общественных и административных зданий, на предзаводских площадях. Планировка сквера подчиняется окружающему его архитектурному ансамблю. Контурам сквера обычно придают геометрические формы прямо угольника, треугольника, круга.
Скверы дополняют ландшафтно-рекреационную систему города, их основное назначение — планировочно-регулирующее, рекреационное и декоративное.
Бульвары — располагаются вдоль магистральных улиц при значительных потоках пешеходов. Устройство бульваров на улицах способствует регулированию транспортного и пешеходного движения, повышает архитектурно-художественный облик улиц и улучшает их санитарно-гигиеническое состояние.
К объектам ландшафтного дизайна следует отнести также полифункциональные парки. Как правило, они равномерно распределяются по городу с учетом сложившейся планировочной ситуации.
Полифункциональные парки предназначены для удовлетворения самых разнообразных рекреационных потребностей человека. Это парки нового типа, они являются органической частью города и должны быть хорошо связаны в транспортном отношении с жилы ми районами, обеспечивая разнообразное обслуживание (концерты, кинопросмотры, викторины, развлечения и др.).
Как правило, в этих парках организуются соответствующие зоны для проведения различных мероприятий: культурно-массовая, раз¬влекательная (аттракционы), спортивная, детская, тихого отдыха, выставочная и административно-хозяйственная.
Общегородской парк — наиболее крупный зеленый массив с развитой системой массовых, зрелищных, культурно-просветительных и физкультурных мероприятий и представляет собой, в соответствии со СНиПом, обособленную территорию площадью не меньше 15 га. Размеры городских парков колеблются от 100—150 га (как правило в старых, давно сложившихся городах) и до 100 га — в новых городах. Такой парк рассчитан на массовую посещаемость и поэтому имеет развитую дорожную сеть и более сложный комплекс элементов лан дшафтной архитектуры, включающий, наряду с водоемами, масси вами, рощами, групповыми и одиночными посадками деревьев и кустарников, большие цветочные партеры, цветники, фонтаны и произведения садово-парковой архитектуры и крупных сооружений.
Выбор участка для городского парка обусловлен наиболее красивыми естественными условиями ландшафта: наличием лесного массива, водоема, интересного рельефа. В связи с этим территория парка мо жет быть несколько удалена от некоторых районов города.
Районный парк (или парк планировочного района), как правило, дополняет систему ландшафтно-рекреационных территорий крупного и крупнейшего города. Он является структурным элементом жилого или планировочного района. Районный парк может устраиваться и в большом городе, когда один городской парк не может вместить массу посетителей. Площадь районного парка, в соответствии со СНиП, должна быть не менее 10 га, состав зон такой же, как и в городских парках. Процентное распределение зон в отношении к общей территории парка определяется конкретными территориальными условиями и демографической структурой тяготеющего населения.
В крупных и крупнейших городах районные парки должны равномерно распределяться по городу, создавая разнообразные условия отдыха. По характеру своей культурно-массовой работы они аналогичны общегородским, но в отличие от последних ближе к населению и повседневно обслуживают его. Если в архитектуре общегородского парка главное значение имеет природа, парковый пейзаж, то в районных парках природа более искусственна, более насыщена сооружениями.
В саду жилого района необходимо предусматривать организацию различных видов отдыха. Обязательно следует предусматривать участки массового отдыха, развлечений, для игр детей, для тихого отдыха взрослого населения и для пенсионеров. Зона отдыха и прогулок должна быть самой большой, для нее следует предусматривать 75—85% территории, а 15—25% выделять для активных видов отдыха. Участки активных видов отдыха должны быть приближены к спортивному комплексу.Ландшафтное оформление сада жилого района должно состоять из посадки ландшафтных групп деревьев и кустарников, устройства газонов и цветников, садовых дорожек и площадок.
При формировании различных объектов природной и урбанизи¬рованной среды с использованием средств ландшафтного дизайна необходимо учитывать следующие формирующие факторы:
- природно-климатические,
- эколого-градостроительные,
- социально-демографические,
- эстетические,
- технико-экономические.
- 2. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 3. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов.
- 4. Композиционная организация открытых пространств, деталировки форм объемно-пространственных композиций.
- 5. Становление дизайна после первой мировой войны. Германия и ее вклад в развитие мирового дизайна. Баухауз.
- 6. Понятие эргономики. Подходы к решению вопросов дизайна с точки зрения эргономики.
- 7.Краткий перечень больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета, упадка от античности до конца 20 века.
- 8. Понятие «световая архитектура» применительно к проектированию интерьера и экстерьера.
- 17. Реформы художественного образования в Советской России. Вхутемас – вхутеин, разработки принципов промышленного искусства.
- 19. Нормативные документы проектной деятельности
- 21. Функционализм и конструктивизм в архитектуре и дизайне.
- 22. Методика и организация проектирования с учетом экологических требований.
- 23. Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.
- 24. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.
- 25. Понятие «комфорт» внутренней среды помещений и его составляющие. Основные критерии теплового, инсоляционного, светового и акустического комфорта.
- 26. Мировое искусство в конце 19 - начале 20 вв. И факторы, повлиявшие на его формирование.
- 27. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.
- 28. Экологическая направленность дизайна стран Скандинавии
- 29. Специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды.
- 30. Морфологические и образные аспекты объектов в дизайне как основные категории проектной деятельности
- 31. Город как сложнейший биосоциальный, антропогенный, техногенный, культурно-исторический, пространственно-художественный организм.
- 32. Новое время. Становление научно-технического прогресса
- 33. Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты.
- 34. Биосфера и человек. Экологические методы формирования среды.
- 35. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа.
- 36. Особенности развития европейских школ (Италия, Германия, Франция).
- 37. Особенности развития традиций и инноваций японского дизайна.
- 38. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы.
- 39. Конструирование оборудования систем ландшафтного дизайна, монументально-декоративных решений.
- 40. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, и. Ньютон, Джеймс Клерк, Максвелл и др.).
- 41. Общественный центр города. Функции и структура. Динамика развития общественного центра.
- 42. Культура второй половины 20 века и ее влияние на развитие предметного мира.
- 43. Процессуально-пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов.
- 44. «Дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.
- 45. Композиционно-градостроительный анализ городской среды
- 46. Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды.
- 47. Национальные и социальные факторы формирования ландшафтных комплексов, историческая и стилевая обусловленность приемов проектирования, современные приемы и тенденции.
- 48. Архитектурная графика. Специфика изобразительных средств дизайна среды.
- 50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.
- 51. Психология воздействия цвета на человека. Цвет и окружающая среда
- 52. Эргономические показатели и их применение при проектировании.
- 53. Историческая и стилевая обусловленность
- 54. Основные планировочные элементы общественных зданий и их организация. Примеры.
- 55. Проектный анализ и дизайн исследования