logo search
gotovye_otvety_1

50. Проблемы взаимодействия техники и искусства в эстетике 19-20 веков.

Эстетика – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.

Из текстов древнегреческих философов (Платона, Аристотеля, стоиков, Плотина) и теоретиков различных искусств (красноречия, музыки, архитектуры) следует, что проблема красоты (в ее структурных принципах гармонии, порядка, меры, ритма, симметрии и др.) решалась, как правило, в онтологической сфере и напрямую была связана с космологией. В теориях искусств на первое место выдвинулось понятие мимесиса (подражания) во всех его модификациях – от иллюзионистского копирования форм видимой действительности (особенно в живописи – Зевксид, Апеллес, Эвфранор) до «подражания» идеям и эйдосам поэтического мира.

Мимесис – является одним из ключевых понятий для раннего становления дизайна, напрямую выражается в ряде направлений современного дизайна, а также, является одной из основ западной школы дизайна.

В Византии, среди прочих вопросов, особый интерес представляет круг вопросов решающих проблемы образа, символа, знака, изображения, и их отображение в иконах. Согласно патристической концепции Бог – трансцендентен, а Универсум представляет собой систему образов, символов, знаков (знамений), указывающих на Бога и духовную сферу бытия. Решения этих вопросов заложило основы всеобъемлющего символизма христианского искусства. И, кроме того, привело в конечном итоге к становлению русской школы дизайна.

Также Византия интересна тем, что в ней зародилась «эстетика аскетизма», ориентированная на внутренний духовный опыт и духовно-телесное преображение человека – специфически православное направление имплицитной эстетики. В дальнейшем ее развитие разделило дизайнерские школы по принципу, какую основу вкладывать в объект дизайна: мимесис или диалектику идеала.

Эстетика классицизма (от лат. classicus – образцовый; термин введен романтиками в XIXв. в процессе борьбы с классицистами) – сознательно заостренная акцентации внимания на эстетической сущности искусства, доведенной до строгой системы художественных норм и правил. Одна из двух (трех, если считать философию и культуру Японии) основных эстетических течений (направлений, школ) лежащих в дизайне. Кроме того, является основой подготовки дизайнеров (художников, скульпторов и прочих) в учебных заведениях. Классицисты требовали от художника ясности, глубины и благородства замысла произведения и точно выверенной высокохудожественной формы выражения: «Но нас, кто разума законы уважает, лишь построение искусное пленяет», говорил один из теоретиков классицизма Буало. Принцип художественной идеализации может все превратить в красоту: «Нам кисть художника являет превращенье предметов мерзостных в предметы восхищенья» (Буало вслед за Аристотелем).

Реализм и натурализм в XIX в. доводят до логического завершения миметический принцип – отображение (или копирование) только видимой действительности в ее же формах. В наше время, классический дизайн западной Европы и Америки, получил превалирующее значение, как и принцип, который был положен в объектах дизайна, а именно мимесис в его различных выражениях.

В противовес классицизму теоретики эстетики барокко, опираясь на трактат Декарта «Страсти души» (1649 г.), разработали теорию аффектации и страстей применительно к искусству; систематически изучали возможности средств художественно-эмоционального выражения, визуально-символические потенции эмблемы и маски, художественные приемы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувств возвышенного, страха и т.п.

В дальнейшем, развитие иррационально-духовных направлений эстетики, и, в частности, эстетика романтизма, позволило в дальнейшем обосновать теорию русской школы дизайна.

Эстетика романтизма (расцвет к. XVIII – нач. XIX вв) явилась своеобразной реакцией на классицизм и просвещение. Его главные теоретики и практики (братья Шлегели, Шеллинг, Новалис, Шлейермахер, Ж.П. Рихтер, Э.Т.А. Гофман и др.) творчески разработали христианские идеи креативности и символизма, эманационную эстетику неоплатоников, осмыслив природу как становящееся символическое произведение искусства, акт деятельности абсолютного Духа, «истечение Абсолюта» (Шеллинг), «тайнопись» которого явлена в природе и (через художника-посредника) в произведениях искусства.

Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития.

По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.

На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура).

Искусствоведы выделяют несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. К недавнему периоду относится мгновенная реакция и рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография, кино

Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей.

Образование художников в сфере новых технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства – еще одно направление, над которым трудятся различные тандемы современных экспертов и художников.

Проявление и роль новых технологий в искусстве.

В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства.

Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.

В первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру.

Новые технологии для искусства:

1. Интерактивность – возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.

2. Новые художественные средства.

3. Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.

Влияние новых технологий на искусство неоспоримо. В результате влияния технологий на искусства образовался феномен цифровых искусств, или арт-медиа. Наиболее распространенными видами цифрового искусства являются видео-арт, сетевое искусство, анимация.