logo search
gotovye_otvety_1

32. Новое время. Становление научно-технического прогресса

Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Большое влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие науки и техники на рубеже XV—XVI веков.

В технике, одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной, казалось бы, технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность (печатные книги были намного дешевле рукописных). Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг. Приблизительно в 1440 году он построил свой печатный станок.

Важное значение имело развитие горного дела и металлургии. Впрочем, наиболее важное усовершенствование в процессе выплавки железа — замена сыродутной печи так называемым штукофеном (предком современной доменной печи) произошло ещё в период расцвета Средних веков, приблизительно в XIII веке.

С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры.

Двигатель Джеймса Уатта. Начало века пара

Начало промышленной революции зачастую связы­вают с изобретением паровой машины, позволившей осу­ществить переход от использования мышечной силы лю­дей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара.

Паровой двигатель, изобретенный и по­строенный Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1765 году.

Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи. Паровой двигатель сразу же получил широкое вне­дрение.

Изобретения механика Модели. Техническая рево­люция в производстве

Значительный вклад в развитие промышленного про­изводства внес мастер-механик Генри Модели (1771-1831).

"механический суппорт" - уст­ройство для жесткого и в то же время подвижного креп­ления резца в токарном станке, позволившее кардиналь­но повысить точность обработки изделий.

Второе великое изобретение механика Модели - ста­ночная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского коро­левского военно-морского флота для производства кора­бельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую опе­рацию.

Изобретение конвейера

Революционным изобретением, кардинально повли­явшим на развитие производства, стал конвейер. Обычно открытие конвейерного производства связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863-1947), который первый организовал конвейерное производство автомобиля. Идея разделения труда на отдельный, опера­ции и выполнение однотипных изделий по специальным лекалам появилась гораздо раньше. Американский пред­приниматель Эли Уитни в 1801 г. таким образом органи­зовал производство большой партии мушкетов, открыв дорогу массовому производству сложной техники. Форд развил эту идею, когда решил поставить на поток произ­водство дешевого "народного автомобиля". Он соединил рабочие места движущейся лентой - "конвейером". Начи­нался сборочный конвейер с автомобильного шасси, кото­рое по мере движения по конвейеру "обрастало" деталями, и заканчивался полностью собранным автомобилем. После появления конвейера стал возможен массо­вый выпуск самой сложной техники с максимальной иден­тичностью всех экземпляров. По такому принципу сегод­ня работают конвейеры на всех предприятиях мира.

Научные открытия и технические изобретения

Изобретение парового двигателя и первых механиз­мов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В ре­зультате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механиз­мах, решающие технические задачи, Они развиваются и по сей день. В конце XIX в. немецким ученым Вильгельмом Рент­геном (1845-1923) были открыты рентгеновские лучи, французскими физиками Пьером Кюри (1859-1906) и Марией Склодовской-Кгори (1867-1934) - радиоактивность. Это привело к изучению строения атома. В 1911 году английским ученым Эрнестом Резерфордом (1871-1937) предлагается планетарная модель строения атома, а в 1913 году датским физиком Нильсом Бором (1885-1962) - квантовая теория строения атома. Все эти открытия венчала общая теория относительности, разработанная в 1907-1916 гг. Альбертом Энштейном (1879-1955).

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Производство, основанное на ручном труде, посте­пенно уступает место индустрии. При этом рабочие ме­ханизмы все больше начинают изготавливаться машин­ным способом. На первый план выходит развитие техно­логий. Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический про­гресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение.

К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной револю­ции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых ве­щей невозможен дальнейший ни материальный, ни ду­ховный прогресс. Первые образцы промышленных изде­лий были далеко несовершенными и, как правило, усту­пали качеством продукции мануфактурного и ремеслен­ного производств, обладающих опытом и традициями, на­копленными веками, секретами, передаваемыми из поко­ления в поколение. Одновременно, со снижением каче­ства индустриально выпускаемых форм, по сравнению с продукцией традиционного ремесленного производства и простых мануфактур, обнаружилась эстетическая ино­родность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также са­мой мысли о массовом тиражировании - изготовлении сотен и тысяч, похожих друг на друга как две капли воды, изделий

Новые открытия, технические достижения, индуст­риальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования.

Чтобы решить возникающую угрозу конфликта меж­ду машинным производством и эстетическими воззрени­ями общества, предотвратить вандализм рабочих по от­ношению к новой технике, в Англии' стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, по­вседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Англий­ское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию куль­туры на развитие техники. С 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию. В это же время стало входить в употребление понятие "тсидз^па! агЪ" ("промышленное искусство").