9.6. Плата за землю в городах
Учитывая, что стоимость городских земель создается комплексным развитием территории города (инженерное, транспортное, коммунально-бытовое обустройство и т. п.), т. е. всем городским сообществом, а не отдельным владельцем участка, то и городская земля является общим достоянием всех субъектов города. Земельная рента, появляющаяся в результате общественных усилий и являющаяся результатом коллективного труда общества, должна изыматься в его пользу и расходоваться на оплату социальных потребностей населения города. Более того та часть ренты, которая создается землей как природным благом, также по праву принадлежит всему обществу. При этом частный собственник городской земли имеет полное право на доход от использования земли, связанный с вкладом его деятельности в повышение рентной стоимости земли.
С другой стороны, часть земельной ренты присваивает частный собственник земельного участка, приобретший его в собственность на законных основаниях (например, через приватизацию участка, сделку купли-продажи, дарения). Размер получаемого им рентного дохода зависит от налоговой политики в отношении земли, проводимых мероприятий в области регулирования землепользования, развития территории (инженерно-транспортное, коммунально-бытовое строительство и пр.) на средства всего городского сообщества.
Социально ориентированное управление земельными ресурсами города, их эффективное использование предполагают формирование механизма справедливого распределения ренты для всех - и для населения, и для бизнеса. Платежи за землю должны, с одной стороны, адекватно отражать состояние земельного рынка, с другой - учитывать приоритеты и состояние экономики города.
Рентные отношения находят свое проявление в платежах за использование земли, основными из которых являются:
-земельный налог, отражающий отношения между собственником (городским сообществом как ассоциированным собственником земли) и отдельным земельным собственником по поводу владения землей как национальным достоянием;
арендная плата за землю как отражение отношений между собственником земли и арендатором.
Принцип платности использования земли закреплен в п. 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.), согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Взимание платы за землю в городах должно способствовать решению следующих задач:
стимулировать рациональное использование территорий города;
выравнивать социально-экономические условия хозяйствования посредством изъятия рентного дохода;
пополнять доходную часть бюджета города;
способствовать реализации стратегии развития города в соответствии с перспективными градостроительными документами.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ по налогам и сборам. Земельный налог ежегодно уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Для целей налогообложения, согласно п. 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (2001 г.), устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора арендной платы земельного участка.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Земельный налог. Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ (раздел X «Местные налоги», глава 31 «Земельный налог») и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - налог устанавливается Кодексом и законами указанных субъектов РФ.
Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В качестве объектов налогообложения выступают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга). В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также технические и другие зоны.
Не признаются объектом налогообложения:
земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
земельные участки из состава земель лесного фонда;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствий с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговой базой выступает кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Порядок н методика определения кадастровой стоимости земельных участков рассмотрены в п. 9,4 данного учебника.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении
которых налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.
Налоговая база для налогоплательщика - физического лица определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются им органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 ООО руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с рядом законов РФ, направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и ядерных испытаний.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков: -отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5%в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Так, например, на территории Санкт-Петербурга ставки земельного налога установлены в следующих размерах:
1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных'участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков;
занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно Налоговому кодексу освобождаются от налогообложения земельным налогом:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
общероссийские общественные организации инвалидов - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности, для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг, а также в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов;
организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционно-, го бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
8) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Представительные органы муниципальных образований, а также законодательные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать дополнительные налоговые льготы. Так, Законом Санкт-Петербурга N° 611-86 от 28.11,05 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"» установлено, что от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалиды с детства;
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, в том числе лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и
знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также ветераны и инвалиды боевых действий;
физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с рядом законов РФ, направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и ядерных испытаний;
пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации - в отношении земельного участка, не превышающего 25 соток;
граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
члены семей лиц, замещающих государственные должности, военнослужащих и иных государственных служащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели лица, замещающего государственную должность, военнослужащего или иного государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам лиц, замещающих государственные должности, военнослужащих и иных государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.
Также освобождаются от уплаты земельного налога органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов. При этом с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Налоговым кодексом установлено, что налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми органами,, которая направляется им в форме налогового уведомления.
Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок возникло (прекратилось) у налогоплательщика в течение налогового периода, то исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользование пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение (прекращение) перечисленных прав произошло до 25-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В отношении земельного участка (или его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения жилищного строительства
и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-летнего срока строительства сумма налога, исчисленного с коэффициентом 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику.
В случае превышения 3-летнего периода проектирования и строительства в отношении этих земельных участков, исчисление суммы налога производится с коэффициентом 4 в течение периода, превышающего трехлетний период строительства вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, для исчисления суммы налога, применяется однократная ставка. По истечение 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости исчисление налога производится с учетом коэффициента 2.
Земельный налог относится к категории местных налогов, поэтому налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного им налоговым органом. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога физическими лицами утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 31.10.05 № САЭ-3-21 /551
В Санкт-Петербурге срок уплаты земельного налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями и не использующими принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующих принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, отчетными периодами признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.
Они исчисляют сумму налога (и суммы авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Земельный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается этой категорией налогоплательщиков не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом Министерства финансов РФ от 23.09.05 № 124н.
Арендная плата за землю. Основным видом платежей за право пользования землей на территории города в настоящее время является арендная плата.
Аренда земли - это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона (арендодатель) предоставляет за определенную плату другой стороне (арендатору) земельный участок во временное владение и пользование для ведения хозяйства.
В отличие от налогов арендная плата устанавливается через Достижение взаимного согласия сторон.
Порядок определения арендной платы за городские земли, условия и сроки внесения платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Рынок арендных прав на земельные участки в городах, находящиеся в частной собственности, в настоящее время уже состоялся, при заключении договоров аренды в основе определения арендной платы используются ставки, сложившиеся на данном рынке.
При рассмотрении вопросов исчисления арендной платы за землю основное внимание уделим платежам за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, поскольку именно эти земли имеют наибольшее значение для регулирования землепользования в городах.
Размер арендной платы за городские земли в нашей стране устанавливается в соответствии с региональными методиками, которые различаются прежде всего набором параметров и характеристик, учитываемых при определении ценности земельных участков. В основе базовой дифференциации ставок арендной платы за землю в городах лежат зоны градостроительной ценности территории. Одновременно с этим существует подход к определению арендной платы за земельные участки через кратность их ставкам земельного налога.
Рассмотрим подробнее действующий порядок определения арендных платежей за землю на примере Санкт-Петербурга. Арендные платежи за государственные земли в Санкт-Петербурге установлены в зависимости от вида функционального использования земли, зоны градостроительной ценности территории (ЗГЦТ) и ряда поправочных коэффициентов, учитывающих близость основных транспортных магистралей, доходность, социальную значимость данной функции, сезонных и других коэффициентов. Арендные платежи производятся в рублях, расчет арендной платы ведется в условных единицах. Величина условной единицы устанавливается правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
Годовой размер арендной платы в условных единицах рассчитывается по формуле:
Аг = Ас • П3 • /<Гф1 ■ 2 • Кф3 • Кф4 ■Ка-К3-К0.К0,
где Ас - ставка арендной платы за 1 м2 в год, которая устанавливается в зависимости от номера зоны градостроительной ценности территории (ЗГЦТ) и кода функционального использования (К„) у. е./м.
Коды функционального использования дифференцированы по различным видам деятельности. Например, к коду 1.6 «культура, социально значимая» относятся некоммерческие библиотеки, подростковые школы, музыкальные школы, художественные школы и т. п. К коду 4.0 «культура, тип 1» отнесены музеи, театры, выставочные залы и т. п., а к коду 4.1 «культура, тип 2» - дискоклубы, Дансинги, ночные клубы, танцевальные клубы, бильярдные, игровые автоматы и т. п.:
П3 - площадь земельного участка, м2;
-Кф! - 1,3 - повышающий коэффициент для земельных участков, расположенных у станций метрополитена, вокзальных комплексов, железнодорожных станций, а также на основных транспортных магистралях, для определенных кодов функционального использования;
Кф2 - 1,5 - повышающий коэффициент за земельные участки, предоставленные под временные объекты торговли и оказания услуг, в которых реализуются алкогольные напитки с содержанием этилового спирта свыше 13%;
■КфЗ ~ 1,15- повышающий коэффициент за земельные участки (доли земельных участков) под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для установки игровых автоматов, предусматривающих денежный выигрыш.
Понижающий коэффициент Кф4 применяется для временных объектов торговли, реализующих исключительно:
- газетно-журнальную и книжную продукцию, канцелярские товары, театральные билеты, экскурсионные билеты и путевки, билеты городского пассажирского транспорта, продукцию религиозного содержания; для них Кф4 = 0,25;
-молочную (кроме мороженого), сельскохозяйственную (кроме Цветов) и плодоовощную продукцию, посадочные материалы, хлебобулочные изделия, аптекарские товары; в этом случае Кф4 - 0,5;
- оказывающих услуги населению исключительно по предоставлению общественных туалетов, а также бытовые услуги населению по ремонту обуви, приему у населения макулатуры и стеклотары; Й"ф4 = 0,1; по прокату бытовых предметов, нарезке стекла, ремонту часов и т. п.; = 0,5.
Величина квартальной арендной платы определяется путем деления величины годовой арендной платы Аг на 4.
Методика предусматривает ряд особых случаев определения арендной платы. Например, ставка арендной платы в размере 0,014 у. е./м2 в год применяется для земельных участков (частей земельных участков), используемых под размещение автотранспорта специального назначения для арендаторов, деятельность которых отнесена к виду «удаление и обработка твердых отходов». Для зон с особым режимом использования, зон ограниченного землепользования, охранных зон устанавливается К3 - 0,5.
Понижающий коэффициент Кс = 0,75 применяется для земельных участков, предоставленных в аренду под капитальное строительство или реконструкцию объектов на инвестиционных условиях (на период проектно-изыскательских работ, но не более 12 месяцев, а также на период капитального строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным графиком строительных работ) и примыкающих к ним земельных участков, переданных в аренду под цели размещения строительных материалов, техники, иного имущества, используемого для капитального строительства или реконструкции объектов на инвестиционных условиях. При этом коэффициент Кс применяется лишь при наличии соответствующего разрешения на проведение строительно-монтажных работ. Для определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения изыскательских работ, применяется понижающий коэффициент Кс = 0,75 на срок не более 12 месяцев. В случае наличия на участке иной деятельности арендная плата определяется в соответствии с функциональным использованием территории.
Для ряда районов Санкт-Петербурга (например, Колпинского, Кронштадтского, Петродворцового), а также для ряда населенных пунктов (например, Осиновая Роща, Лисий Нос) установлен сезонный понижающий коэффициент отдаленности К0 = 0,60. Данный коэффициент применяется в I и IV кварталах календарного года
для земельных участков, функциональное использование которых определяется по установленному перечню кодов. Для Кронштадтского района Санкт-Петербурга и ряда населенных пунктов установлен понижающий коэффициент отдаленности Ка = 0,75.
Коэффициент площади функционального использования территории Кп установлен по принципу: чем больше участок, тем меньше плата за его единицу.
Понижающий коэффициент, равный 0,80, устанавливается для арендаторов - промышленных предприятий (юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производства), предприятий производственной деятельности, проводящих реструктуризацию в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга,
Ставка арендной платы равна нулю для арендаторов - физических лиц из числа отдельных льготных категорий, использующих земельные участки для личных бытовых нужд: огородничество, садоводство, личное подсобное хозяйство, животноводство, разведение голубей, хранение личного автотранспорта и маломерных судов.
При предоставлении целевьм назначением в аревду незастроенных земельных участков под цели, не связанные с капитальным строительством, арендная плата за первый подлежащий оплате период определяется с учетом увеличенного первого платежа аревд- ной платы. Размер увеличенного первого платежа не может превышать стоимости годовой арендной платы за земельный участок, предоставляемый в аренду.
Увеличенный первый платеж не взимается при предоставлении в аренду земельных участков для проведения изыскательских работ, а также при предоставлении вновь и при предоставлении на новый срок в аренду целевым назначением земельных участков государственным учреждениям, физическим лицам и организациям для хранения личного автотранспорта, маломерных судов, занятия садоводством и огородничеством в случае, если земельные участки не используются в целях осуществления предпринимательской Деятельности.
Методика определения арендной платы за землю, используемая в Санкт-Петербурге, с одной стороны, учитывает рентообра- зующие факторы в использовании земли и обеспечивает наиболее полное изъятие рентных доходов в городской бюджет, а, с другой - предусматривает меры по поддержке объектов, выполняющих социально значимые функции.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства