logo search
Mal

9.6. Плата за землю в городах

Учитывая, что стоимость городских земель создается ком­плексным развитием территории города (инженерное, транспорт­ное, коммунально-бытовое обустройство и т. п.), т. е. всем город­ским сообществом, а не отдельным владельцем участка, то и го­родская земля является общим достоянием всех субъектов города. Земельная рента, появляющаяся в результате общественных уси­лий и являющаяся результатом коллективного труда общества, должна изыматься в его пользу и расходоваться на оплату соци­альных потребностей населения города. Более того та часть ренты, которая создается землей как природным благом, также по праву принадлежит всему обществу. При этом частный собственник го­родской земли имеет полное право на доход от использования зем­ли, связанный с вкладом его деятельности в повышение рентной стоимости земли.

С другой стороны, часть земельной ренты присваивает част­ный собственник земельного участка, приобретший его в собст­венность на законных основаниях (например, через приватизацию участка, сделку купли-продажи, дарения). Размер получаемого им рентного дохода зависит от налоговой политики в отношении зем­ли, проводимых мероприятий в области регулирования землеполь­зования, развития территории (инженерно-транспортное, комму­нально-бытовое строительство и пр.) на средства всего городского сообщества.

Социально ориентированное управление земельными ресур­сами города, их эффективное использование предполагают форми­рование механизма справедливого распределения ренты для всех - и для населения, и для бизнеса. Платежи за землю должны, с одной стороны, адекватно отражать состояние земельного рынка, с дру­гой - учитывать приоритеты и состояние экономики города.

Рентные отношения находят свое проявление в платежах за использование земли, основными из которых являются:

-земельный налог, отражающий отношения между собствен­ником (городским сообществом как ассоциированным собственни­ком земли) и отдельным земельным собственником по поводу вла­дения землей как национальным достоянием;

Принцип платности использования земли закреплен в п. 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.), со­гласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными за­конами и законами субъектов Российской Федерации.

Взимание платы за землю в городах должно способствовать решению следующих задач:

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавли­вается законодательством РФ по налогам и сборам. Земельный на­лог ежегодно уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Для целей налогообложения, согласно п. 5 ста­тьи 65 Земельного кодекса РФ (2001 г.), устанавливается кадастро­вая стоимость земельного участка.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавли­ваются соответственно Правительством РФ, органами государст­венной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора арендной платы земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за зе­мельные участки, находящиеся в частной собственности, устанав­ливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог. Земельный налог устанавливается Налого­вым кодексом РФ (раздел X «Местные налоги», глава 31 «Земель­ный налог») и вводится в действие нормативными правовыми ак­тами представительных органов муниципальных образований. В го­родах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - налог устанавливается Кодексом и законами указанных субъектов РФ.

Налогоплательщиками налога являются организации и физи­ческие лица, обладающие земельными участками на праве собст­венности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В качестве объектов налогообложения выступают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга). В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, за­нятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также технические и другие зоны.

Не признаются объектом налогообложения:

  1. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

  2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объекта­ми культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедни­ками, объектами археологического наследия;

  3. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения оборо­ны, безопасности и таможенных нужд;

  4. земельные участки из состава земель лесного фонда;

  5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствий с законодательством РФ, занятые находящимися в государствен­ной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Порядок н методика определения кадастровой стоимо­сти земельных участков рассмотрены в п. 9,4 данного учебника.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении

которых налогоплательщиками признаются разные лица, либо ус­тановлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земель­ного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользо­вания.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индиви­дуальными предпринимателями, определяют налоговую базу само­стоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений госу­дарственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.

Налоговая база для налогоплательщика - физического лица определяется налоговыми органами на основании сведений, кото­рые предоставляются им органами, осуществляющими ведение го­сударственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и ор­ганами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сум­му в размере 10 ООО руб. на одного налогоплательщика на террито­рии одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

    1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой дея­тельности;

    3. инвалидов с детства;

    4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с рядом законов РФ, направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и ядерных испытаний.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетны­ми периодами для налогоплательщиков - организаций и физиче­ских лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовы­ми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­бурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков: -отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного произ­водства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной ин­фраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключени­ем доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной ин­фраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобре­тенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5%в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Так, например, на территории Санкт-Петербурга ставки земельного налога установлены в сле­дующих размерах:

1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении зе­мельных'участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохо­зяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

      1. 0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении зе­мельных участков;

Согласно Налоговому кодексу освобождаются от налогооб­ложения земельным налогом:

    1. организации и учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участ­ков, предоставленных для непосредственного выполнения возло­женных на эти организации и учреждения функций;

    2. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

    3. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

    4. общероссийские общественные организации инвалидов - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществ­ления уставной деятельности, для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг, а также в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилита­ции инвалидов;

    5. организации народных художественных промыслов - в от­ношении земельных участков, находящихся в местах традиционно-, го бытования народных художественных промыслов и используе­мых для производства и реализации изделий народных художест­венных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяй­ствования и промыслов;

8) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возник­новения права собственности на каждый земельный участок.

Представительные органы муниципальных образований, а также законодательные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать дополнительные налоговые льготы. Так, Законом Санкт-Петербурга 611-86 от 28.11,05 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"» установлено, что от уплаты налога освобождаются следующие категории налогопла­тельщиков в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владе­нии:

      1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

      2. инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой дея­тельности;

      3. инвалиды с детства;

      4. ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, в том числе лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и

знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также ветераны и ин­валиды боевых действий;

      1. физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с рядом законов РФ, направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и ядерных испытаний;

      2. пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федера­ции - в отношении земельного участка, не превышающего 25 соток;

      3. граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

      4. члены семей лиц, замещающих государственные должно­сти, военнослужащих и иных государственных служащих, поте­рявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели лица, замещающего государственную должность, военнослужащего или иного государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам лиц, замещающих государ­ственные должности, военнослужащих и иных государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.

Также освобождаются от уплаты земельного налога органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные уч­реждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов. При этом с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участ­ков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Налоговым кодексом установлено, что налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми орга­нами,, которая направляется им в форме налогового уведомления.

Если право собственности (постоянного (бессрочного) поль­зования, пожизненного наследуемого владения) на земельный уча­сток возникло (прекратилось) у налогоплательщика в течение на­логового периода, то исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользование пожиз­ненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу ка­лендарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникно­вение (прекращение) перечисленных прав произошло до 25-го чис­ла соответствующего месяца включительно, за полный месяц при­нимается месяц возникновения указанных прав. Если возникнове­ние (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (или его доли), перешедше­го по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщи­ков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предостав­ляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффи­циента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в те­чение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возник­новения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения на­логоплательщиков не позднее 1 марта этого года.

В отношении земельных участков, приобретенных в собст­венность физическими и юридическими лицами на условиях осу­ществления на них жилищного строительства, за исключением ин­дивидуального жилищного строительства, исчисление суммы на­лога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с уче­том коэффициента 2 в течение 3-летнего срока, начиная с даты го­сударственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объ­ект недвижимости. В случае завершения жилищного строительства

и государственной регистрации прав на построенный объект не­движимости до истечения 3-летнего срока строительства сумма на­лога, исчисленного с коэффициентом 1, признается суммой излиш­не уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогопла­тельщику.

В случае превышения 3-летнего периода проектирования и строительства в отношении этих земельных участков, исчисление суммы налога производится с коэффициентом 4 в течение периода, превышающего трехлетний период строительства вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недви­жимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предос­тавленных) в собственность физическими лицами для индивиду­ального жилищного строительства, для исчисления суммы налога, применяется однократная ставка. По истечение 10 лет с даты госу­дарственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объ­ект недвижимости исчисление налога производится с учетом ко­эффициента 2.

Земельный налог относится к категории местных налогов, по­этому налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюд­жет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объ­ектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате нало­гоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены норма­тивными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомле­ния, направленного им налоговым органом. Форма налогового уве­домления на уплату земельного налога физическими лицами ут­верждена приказом Федеральной налоговой службы от 31.10.05 № САЭ-3-21 /551

В Санкт-Петербурге срок уплаты земельного налога физиче­скими лицами, не являющимися индивидуальными предпринима­телями, а также налогоплательщиками - физическими лицами, яв­ляющимися индивидуальными предпринимателями и не исполь­зующими принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в пред­принимательской деятельности, - не позднее 1 апреля года, сле­дующего за истекшим налоговым периодом.

Для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, яв­ляющихся индивидуальными предпринимателями и использующих принадлежащие им на праве собственности или на праве постоян­ного (бессрочного) пользования земельные участки в предприни­мательской деятельности, отчетными периодами признаются пер­вый, второй и третий кварталы календарного года.

Они исчисляют сумму налога (и суммы авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Авансовые платежи по налогу уплачи­ваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истек­шим отчетным периодом. Земельный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается этой категорией на­логоплательщиков не позднее 1 февраля года, следующего за ис­текшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - организации или физические лица, яв­ляющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоян­ного (бессрочного) пользования земельные участки в предприни­мательской деятельности, по истечении налогового периода пред­ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного уча­стка налоговую декларацию по налогу.

Налоговые декларации по налогу представляются налогопла­тельщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по земель­ному налогу утверждена приказом Министерства финансов РФ от 23.09.05 № 124н.

Арендная плата за землю. Основным видом платежей за право пользования землей на территории города в настоящее время является арендная плата.

Аренда земли - это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона (арендодатель) предоставляет за определенную плату другой стороне (арендатору) земельный участок во времен­ное владение и пользование для ведения хозяйства.

В отличие от налогов арендная плата устанавливается через Достижение взаимного согласия сторон.

Порядок определения арендной платы за городские земли, условия и сроки внесения платы за земли, находящиеся в собст­венности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, уста­навливаются договорами аренды земельных участков. Рынок арендных прав на земельные участки в городах, находящиеся в ча­стной собственности, в настоящее время уже состоялся, при за­ключении договоров аренды в основе определения арендной платы используются ставки, сложившиеся на данном рынке.

При рассмотрении вопросов исчисления арендной платы за землю основное внимание уделим платежам за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собствен­ности, поскольку именно эти земли имеют наибольшее значение для регулирования землепользования в городах.

Размер арендной платы за городские земли в нашей стране устанавливается в соответствии с региональными методиками, ко­торые различаются прежде всего набором параметров и характери­стик, учитываемых при определении ценности земельных участ­ков. В основе базовой дифференциации ставок арендной платы за землю в городах лежат зоны градостроительной ценности террито­рии. Одновременно с этим существует подход к определению арендной платы за земельные участки через кратность их ставкам земельного налога.

Рассмотрим подробнее действующий порядок определения арендных платежей за землю на примере Санкт-Петербурга. Арендные платежи за государственные земли в Санкт-Петербурге установлены в зависимости от вида функционального использова­ния земли, зоны градостроительной ценности территории (ЗГЦТ) и ряда поправочных коэффициентов, учитывающих близость основ­ных транспортных магистралей, доходность, социальную значи­мость данной функции, сезонных и других коэффициентов. Аренд­ные платежи производятся в рублях, расчет арендной платы ведет­ся в условных единицах. Величина условной единицы устанавли­вается правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.

Годовой размер арендной платы в условных единицах рассчи­тывается по формуле:

Аг = Ас • П3 • /<Гф1 ■ 2 • Кф3 • Кф4 ■Ка300,

где Ас - ставка арендной платы за 1 м2 в год, которая устанавли­вается в зависимости от номера зоны градостроительной ценности территории (ЗГЦТ) и кода функционального использования (К„) у. е./м.

Коды функционального использования дифференцированы по различным видам деятельности. Например, к коду 1.6 «культура, социально значимая» относятся некоммерческие библиотеки, под­ростковые школы, музыкальные школы, художественные школы и т. п. К коду 4.0 «культура, тип 1» отнесены музеи, театры, выста­вочные залы и т. п., а к коду 4.1 «культура, тип 2» - дискоклубы, Дансинги, ночные клубы, танцевальные клубы, бильярдные, игро­вые автоматы и т. п.:

П3 - площадь земельного участка, м2;

-Кф! - 1,3 - повышающий коэффициент для земельных участ­ков, расположенных у станций метрополитена, вокзальных ком­плексов, железнодорожных станций, а также на основных транс­портных магистралях, для определенных кодов функционального использования;

Кф2 - 1,5 - повышающий коэффициент за земельные участки, предоставленные под временные объекты торговли и оказания ус­луг, в которых реализуются алкогольные напитки с содержанием этилового спирта свыше 13%;

■КфЗ ~ 1,15- повышающий коэффициент за земельные участки (доли земельных участков) под зданиями, строениями, сооруже­ниями, используемыми для установки игровых автоматов, преду­сматривающих денежный выигрыш.

Понижающий коэффициент Кф4 применяется для временных объектов торговли, реализующих исключительно:

- газетно-журнальную и книжную продукцию, канцелярские товары, театральные билеты, экскурсионные билеты и путевки, би­леты городского пассажирского транспорта, продукцию религиоз­ного содержания; для них Кф4 = 0,25;

-молочную (кроме мороженого), сельскохозяйственную (кроме Цветов) и плодоовощную продукцию, посадочные материалы, хле­бобулочные изделия, аптекарские товары; в этом случае Кф4 - 0,5;

- оказывающих услуги населению исключительно по предос­тавлению общественных туалетов, а также бытовые услуги населе­нию по ремонту обуви, приему у населения макулатуры и стекло­тары; Й"ф4 = 0,1; по прокату бытовых предметов, нарезке стекла, ремонту часов и т. п.; = 0,5.

Величина квартальной арендной платы определяется путем деления величины годовой арендной платы Аг на 4.

Методика предусматривает ряд особых случаев определения арендной платы. Например, ставка арендной платы в размере 0,014 у. е./м2 в год применяется для земельных участков (частей земельных участков), используемых под размещение автотранс­порта специального назначения для арендаторов, деятельность ко­торых отнесена к виду «удаление и обработка твердых отходов». Для зон с особым режимом использования, зон ограниченного зем­лепользования, охранных зон устанавливается К3 - 0,5.

Понижающий коэффициент Кс = 0,75 применяется для зе­мельных участков, предоставленных в аренду под капитальное строительство или реконструкцию объектов на инвестиционных условиях (на период проектно-изыскательских работ, но не более 12 месяцев, а также на период капитального строительства или ре­конструкции в соответствии с утвержденным графиком строитель­ных работ) и примыкающих к ним земельных участков, передан­ных в аренду под цели размещения строительных материалов, тех­ники, иного имущества, используемого для капитального строи­тельства или реконструкции объектов на инвестиционных услови­ях. При этом коэффициент Кс применяется лишь при наличии со­ответствующего разрешения на проведение строительно-монтаж­ных работ. Для определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения изыскательских работ, применя­ется понижающий коэффициент Кс = 0,75 на срок не более 12 ме­сяцев. В случае наличия на участке иной деятельности арендная плата определяется в соответствии с функциональным использова­нием территории.

Для ряда районов Санкт-Петербурга (например, Колпинского, Кронштадтского, Петродворцового), а также для ряда населенных пунктов (например, Осиновая Роща, Лисий Нос) установлен сезон­ный понижающий коэффициент отдаленности К0 = 0,60. Данный коэффициент применяется в I и IV кварталах календарного года

для земельных участков, функциональное использование которых определяется по установленному перечню кодов. Для Кронштадт­ского района Санкт-Петербурга и ряда населенных пунктов уста­новлен понижающий коэффициент отдаленности Ка = 0,75.

Коэффициент площади функционального использования тер­ритории Кп установлен по принципу: чем больше участок, тем меньше плата за его единицу.

Понижающий коэффициент, равный 0,80, устанавливается для арендаторов - промышленных предприятий (юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производ­ства), предприятий производственной деятельности, проводящих реструктуризацию в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным исполнительным органом государственной вла­сти Санкт-Петербурга,

Ставка арендной платы равна нулю для арендаторов - физи­ческих лиц из числа отдельных льготных категорий, использую­щих земельные участки для личных бытовых нужд: огородничест­во, садоводство, личное подсобное хозяйство, животноводство, разведение голубей, хранение личного автотранспорта и маломер­ных судов.

При предоставлении целевьм назначением в аревду незастро­енных земельных участков под цели, не связанные с капитальным строительством, арендная плата за первый подлежащий оплате пе­риод определяется с учетом увеличенного первого платежа аревд- ной платы. Размер увеличенного первого платежа не может пре­вышать стоимости годовой арендной платы за земельный участок, предоставляемый в аренду.

Увеличенный первый платеж не взимается при предоставле­нии в аренду земельных участков для проведения изыскательских работ, а также при предоставлении вновь и при предоставлении на новый срок в аренду целевым назначением земельных участков го­сударственным учреждениям, физическим лицам и организациям для хранения личного автотранспорта, маломерных судов, занятия садоводством и огородничеством в случае, если земельные участки не используются в целях осуществления предпринимательской Деятельности.

Методика определения арендной платы за землю, используе­мая в Санкт-Петербурге, с одной стороны, учитывает рентообра- зующие факторы в использовании земли и обеспечивает наиболее полное изъятие рентных доходов в городской бюджет, а, с другой - предусматривает меры по поддержке объектов, выполняющих со­циально значимые функции.