5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
Производственная подсистема является одной из важнейших в структуре города как по размерам, так и по функциональной значимости, но при этом промышленные зоны в сложившихся районах застройки оцениваются как первоочередные и главные объекты реконструкции, так как именно они являются самыми неэффективно используемыми и экологически опасными территориями.
Промышленные территории в российских городах в среднем составляют около 35% от всей городской территории. При этом отметим, что в европейских городах промышленные предприятия занимают в среднем только 10% территории. Во многих европейских городах промышленные зоны, сформировавшиеся в XVIII- XIX вв., подверглись коренной реконструкции еще в середине XX в. и в настоящее время практически исчезли как производственные территории.
Производственные зоны, расположенные в непосредственной близости от центральной части городов (в так называемом промышленном поясе), представляют часто механическое скопление разно- отраслевых производств, не соответствующих современным требованиям, предъявляемым к организации промышленного производства. Некоторые предприятия расположены близко к жилой застройке. С целью постепенной переориентации этих промышленных предприятий целесообразно формирование производственно-общественных зон на ценных территориях города, занятых промышленностью.
Территории, особенно в крупных городах, застраиваемые в период активного индустриального развития города, часто представляют собой хаотичную застройку, в которой смешались промышленные, транспортные, жилые и коммунально-складские объекты. На этих территориях велика доля промышленно-инфраструк- турной застройки. Часто такие районы в городах приобретают значение «буферной» зоны между сложившимся историческим центром и районами новостроек, разрывая логику построения городской планировочной структуры. Загрязнения от промышленных объектов, внешнего и внутреннего транспорта осложняют экологическую обстановку. Большинство промышленных и жилых зданий имеет значительный физический и моральный износ, требует реконструкции, а порой и сноса устаревших объектов.
Сохранение производственных мощностей в морально и физически устаревших основных фондах промышленных предприятий создает дополнительные сложности для функционирования этих производств и ограничивает возможность их технологического перевооружения.
Существенной проблемой для многих городов является низкая эффективность использования промышленных территорий, а потенциал многих из них достаточно велик; занимаемые предприятиями земельные участки находятся поблизости от центра города, имеют значительные мощности инфраструктуры.
Создание благоприятной среды жизнедеятельности в городе и обеспечение устойчивого экономического развития требуют реорганизации производственных территорий, прежде всего путем:
сокращения числа экологически опасных объектов;
-ликвидации предприятий, имеющих экологически вредные
выбросы;
-перебазирования предприятий во вновь создаваемую или предназначенную для этих целей промышленную зону;
снижения технологических нагрузок от транспорта;
реконструкции самих промышленных предприятий и территорий, занимаемых ими.
Следовательно, реконструкция промышленной застройки в городах преследует несколько основных целей:
-преобразование и реконструкция территории с повышением ее градостроительной ценности и инвестиционной привлекательности; причем это позволит повысить градоэкономическую ценность как самой территории, так и прилегающих участков;
-совершенствование городской среды вследствие объединения элементов планировочной структуры в единый полноценный организм;
-технологическую перестройку производств с повышением их рентабельности и конкурентоспособности.
В качестве основных направлений градостроительной реорганизации производственных зон предусматривается сокращение территории производственного использования, использование высвобождаемых территорий в качестве внутригородских резервов для системы общественных центров, создание новых мест приложения труда за счет развития новых функций в сохраняемых производственных зонах, улучшение состояния окружающей среды и экологических условий проживания населения.
Развитие рыночной экономики требует структурной перестройки отраслей экономики города. Приоритетными к сохранению могут быть предприятия, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, в том числе товары народного потребления, экологически чистые и высокотехнологичные предприятия с высококвалифицированными кадрами. К ним также относится ряд предприятий жилищно-коммунального хозяйства и пищевой промышленности, которые тем не'менее также необходимо реконструировать и в определенной мере диверсифицировать.
В условиях роста цен стоимости городских земель необходимо максимально сократить промышленные территории, уже давно полностью неиспользуемые, вынести ряд вредных производств во вновь создаваемые промышленные зоны. В центральных районах целесообразно создавать наукоемкие производства и инфраструктурные технологии, что активно делается в развитых странах. Развитие высокотехнологического комплекса (ВТК) способствует развитию всей экономики города.
ВТК - это целостная многоотраслевая совокупность научных, производственных, образовательных, управленческих и консалтинговых структур, обеспечивающих инновационную направленность экономики. Часть таких организаций и предприятий вполне можно разместить не только в промышленной инфрастуктурной зоне, но и в общественно-деловых зонах. При этом развитие электроники, приборостроения и ряда других высокотехнологичных отраслей влечет за собой развитие научно-учебной базы города.
Градостроительная реорганизация производственных зон территории проектирования должна обеспечить:
сокращение производственных территорий в центральной части города;
использование высвобождаемых территорий в качестве внутригородских резервов для создания общественно-деловой застройки, жилищного строительства и для развития территории природного комплекса с учетом сохранения существующих энергоресурсов;
создание новых мест приложения труда взамен ликвидируемых за счет повышения плотности застройки на интенсифицируемых территориях и совершенствование функционально-планировочной организации сохраняемых производственных территорий города;
улучшение состояния окружающей среды и экологических условий проживания за счет ликвидации экологоопасных объектов и технологического переоснащения сохраняемых производств объектов, расположенных на стыках с окружающей застройкой.
Возможны различные сценарии по реконструкции промышленных зон в центральных частях города.
Во-первых, модернизация предприятий на новой технологической основе для снижения отрицательного экологического воздействия.
Во-вторых, перепрофилирование производственной деятельности с проведением реконструкции зданий и территорий.
В-третьих, ликвидация предприятий с территории проектирования через закрытие или вынос их за пределы города, особенно имеющих высокий класс вредности, и развитие на освобожденной территории общественно-деловой и жилой застройки. Такой сценарий предполагает принципиальное изменение градостроительной ситуации - отказ от сохранения промышленной зоны в чистом виде, организацию только производственно-инфраструктурных подзон внутригородского значения.
Подлежат выносу прежде всего промышленные предприятия: -с экологически вредным производством, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду;
-с низкой общественной и бюджетной эффективностью использования занимаемой территории;
- разрушающие архитектурно-планировочную структуру и культурно-исторический облик территорий;
-оказывающие большие нагрузки на инженерно-транспортную инфраструктуру города.
Перемещение тяжелой промышленности и объектов массового производства за пределы исторической городской застройки либо в пригород зоны, как правило, сопровождается технологической перестройкой производств. Коренная реорганизация производственных зон дает возможность для формирования крупнейших узлов системы общественных центров, размещения новых элементов транспортной инфраструктуры, т. е. повышает интенсивность использования и инвестиционную привлекательность территории.
Для перебазирования предприятий на новые земли требуется проведение работ по инфраструктурной подготовке новых территорий для размещения промышленности. Перебазированию предприятий из центральных и жилых территорий города должна способствовать земельная политика, проводимая городскими структурами. При этом перспективное функциональное зонирование территории в наибольшей степени должно соответствовать выявленным потенциалам и возможностям быстрой отдачи от финансовых вложений при условии обеспечения экологической безопасности и улучшения санитарно-гигиенических условий. Одновременно учитывается специфика и уровень развитости сопряженных территорий, поскольку все они развиваются в единой функционально-территориальной системе города, реализуя общие взаимовыгодные интересы. Поэтому главную роль в выводе предприятий из центра и развитии промышленных зон должны играть градоэкономические факторы.
Задача города - содействовать освобождению территории и развитию в них жилых, общественно-деловых, транспортных, рекреационных функций, а на высвобождаемой территории проводить мероприятия по комплексному инвестиционному развитию и формировать современные архитектурные ансамбли застройки, которые будут гармонировать как с историческим центром, так и со всей окружающей застройкой.
Контрольные вопросы
Раскройте сущность реконструкции городских территорий и назовите основные цели и задачи ее реализации.
Дайте характеристику основным методическим подходам к реконструкции города.
Чем обусловлен выбор направления, характера и методов реконструкции?
Каковы основные задачи и методы их решения при реконструкции исторически ценной застройки городов?
Назовите основные принципы и приемы проведения работ по реконструкции центров исторических городов.
Какие существуют зоны охраны объектов культурного наследия? Раскройте их содержание.
Дайте характеристику ремонтно-восстановительным работам объектов культурного наследия.
Каковы основные классификационные признаки районов реконструкции жилых объектов?
В чем заключаются особенности реконструкции жилой застройки в различных районах города?
Какие преимущества имеет проведение комплексной реконструкции жилых территорий?
Чем обусловлена необходимость реконструкции территорий промышленной застройки?
Назовите основные направления градостроительной реорганизации производственных зон.
Проанализируйте взаимосвязь реконструкции промышленных зон и процессов инновационного развития города.
Дайте характеристику возможным сценариям реконструкции промышленных зон в центральных частях города.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Основные этапы развития системы градостроительной документации в Российской Федерации,
Документы территориального планирования.
Документация по планировке территории.
Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования.
Архитектурно-строительное проектирование.
Информационное обеспечение градостроительной деятельности.
Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности.
6.1. Основные этапы развития системы градостроительной документации в Российской Федерации
С 20-х до 90-х гг. XX в. в нашей стране проводилась градостроительная политика, в соответствии с которой градостроительная деятельность осуществлялась на основе строгой иерархически организованной системы градостроительной планировочной документации, которая охватывала различные территории (от территории всей страны до отдельного квартала).
Важнейшим предпроектным документом для территории всей страны была Генеральная 'схема развития и размещения производительных сил СССР, в которой рассматривались принципиальные, стратегические проблемы развития всей страны. Собственно градостроительное проектирование начиналось со стадии районной планировки - документа, определяющего территориально-хозяйственную организацию области (края, района).
Основным документом, регламентирующим все виды строительства и реконструкции в городах, был генеральный план, который разрабатывался с учетом основных положений районной планировки. В стране были разработаны генеральные планы для городов самого разного уровня - от крупных до малых и поселков, выполнены разработки внутриобластных и межрегиональных планировок. На основе генерального плана в городах разрабатывались проекты детальной планировки (на отдельные части селитебной, производственной и ландшафтно-рекреационных зон) и проекты
застройки (на более мелкие структурные элементы селитебной зоны - микрорайоны, кварталы, группы зданий).
Градостроительная политика в целом носила командно- административный характер, что обусловило появление ряда серьезных негативных последствий в территориально-пространственном развитии городов:
-экстенсивное использование городских территорий, для которого характерно значительное территориальное расширение городов;
-достаточно жесткое функциональное деление территорий внутри городов на жилые и производственные зоны;
наличие больших промышленных зон и объектов в центральных районах городов;
формирование больших по площади, однообразных жилых районов, микрорайонов (так называемых «спальных» районов) со слаборазвитой транспортной сетью улиц и дорог, ограниченным набором мест приложения труда;
-обострение экологических проблем в городах, в том числе связанных с размещением промышленных предприятий и коммунальных зон вблизи селитебных территорий;
-развитие узкой специализации основных функций городов, которые часто формировались при одном или нескольких градообразующих предприятиях.
Действовавшие в советский период парадигмы градостроительного развития в конечном итоге привели к тому, что доля промышленных территорий в российских городах оказалась в несколько раз выше аналогичного показателя экономически развитых стран, а интенсивность их использования, а также плотность жилой застройки в несколько раз ниже соответствующих зарубежных показателей.
В 90-е гг. крайняя ограниченность бюджетных средств и снижение интересов органов городского управления к долгосрочному градостроительному планированию привели его к глубокому кризису. Принятые в советские времена для иных социально-экономических условий генеральные планы и другие градостроительные документы потеряли свою актуальность и жизнеспособность, а разработка новой градостроительной документации повсеместно откладывалась на неопределенный срок.
Развитие городов в этот период осуществлялось в основном посредством принятия решений по возведению отдельных объектов без учета комплексности застройки, оценки эффективности использования городских земель с точки зрения перспектив развития города, нёредко игнорировались интересы городского населения. Несмотря на то, что в эти годы был сокращен дефицит в предприятиях обслуживания и торговли, под угрозу попала сфера бюджетной социальной инфраструктуры (детские и образовательные учреждения, поликлинические комплексы и т. д.), сократились территории под зелеными насаждениями общего пользования.
Переход на рыночные отношения потребовал разработки новых подходов к регулированию градостроительной деятельности.
Во-первых, парадигма социального равенства в градостроительном проектировании пришла в определенное противоречие с требованиями рыночной экономики.
Во-вторых, основным источником территориального развития городов вместо бюджетного финансирования градостроительных работ стали частные инвестиции, что породило определенный круг проблем в градостроительстве. Интересы бизнеса нередко вступали в противоречие с интересами всего городского социума по направлениям развития территорий, а градостроительные концепции их застройки и развития в новых условиях еще не сформировались.
В период перехода нашей страны к рыночной экономике в развитии градостроительной деятельности можно выделить три основных этапа, каждый из которых можно соотнести с действием соответствующего федерального закона в области градостроительства.
На первом этапе, с начала 90-х гг. и до 1998 г., основные направления реформы в области градостроительства формально определялись рядом законодательных актов, принятых на федеральном уровне, и в том числе Законом «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (1992 г.), носившем в основном декларативный характер. Отсутствие в этот период градостроительного законодательства, адекватного новой экономической ситуации, еще более усложняло ситуацию в области градостроительства.
На втором этапе, в 1998 г., впервые в стране был принят Градостроительный кодекс РФ, который определял основной порядок градостроительного развития территорий применительно к новым социально-экономическим условиям. Была определена система градостроительной документации по двум основным направлениям: планирования развития территорий и поселений и определения порядка застройки территории, включавшая развернутый перечень требуемой градостроительной документации: от генеральной схемы расселения страны до проектов межевания отдельных земельных участков.
В целях регулирования градостроительной деятельности в основу разработки градостроительной документации был положен принцип планирования развития территорий от общего к частному. Предполагалось разрабатывать проекты на крупные территориальные образования без детализации частных вопросов, а затем на их основе выполнять более детальную проработку. На практике же в этот период градостроительные проекты с учетом новой социально- экономической ситуации разрабатывались крайне редко. Практически прекратилась разработка проектов районной планировки, охватывающих крупные территории (субъектов Федерации или их частей), получивших в новом кодексе название «территориальные схемы градостроительного планирования и развития территории». А имевшиеся в городах генеральные планы вступили в противоречие с реальной социально-экономической ситуацией и оказались во многом нежизнеспособными.
При этом градостроительное планирование все теснее переплеталось с земельным законодательством, так как застройка территорий во многом обусловливалась решением вопросов, связанных с определением имущественных прав на землю.
Градостроительным кодексом (1998 г.) впервые был введен новый нормативно-правовой акт - Правила землепользования и застройки, разработка которых должна была упорядочить застройку городских земель и способствовать привлечению инвестиций, снижая риски инвесторов при выборе и реализации инвестиционных проектов. Однако за эти годы по всей стране подобные Правила были утверждены лишь в нескольких городах (Казань, Новгород, Самара, Иркутск и др.) и, кроме того, их разработка проводилась на основе устаревших генеральных планов, принятых еще в советское время для иных социально-экономических условий. Многие важнейшие вопросы оставались нерешенными, а именно:
- не было проведено разграничение полномочий органов власти и управления в области градостроительства;
подготовка документов территориального планирования исполнительными органами всех уровней не являлась обязательной;
не регламентировались, в том числе и по срокам, процедуры подготовки, согласования, обсуждения и утверждения документов -территориального планирования, а также принятия нормативных актов;
-отсутствовали прозрачные процедуры землепользования и застройки;
существовало множество невзаимоувязанных подзаконных актов федерального уровня, регламентирующих проекшо-строитель- ную деятельность;
не был определен порядок взаимодействия бизнеса, власти и населения и т. д.;
отсутствовали гарантии прав инвесторов и других собственников недвижимости.
С 2005 г. градостроительство вступило в третий этап реформирования. Новый Градостроительный кодекс РФ (2004 г.), введенный в действие Федеральным законом РФ от 29.12.04 № 191- ФЗ, представляет собой законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, собственно строительства и реконструкции.
Установленный в Кодексе перечень полномочий в области градостроительной деятельности для всех уровней исполнительной власти - от федерального до органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов - направлен на упорядочение градостроительной деятельности. Современная градостроительная документация представляет собой систему, объединяющую документы территориального планирования, планировки территории, градостроительного зонирования и архитектурно-строительного проектирования (табл. 6.1).
Для каждого уровня (федерального, регионального и местного) определены документы территориального планирования, процедуры их подготовки, согласования, реализации, утверждения и введения в действие.
Кроме территориальных планов градостроительного развития, для территорий населенных мест, в том числе городов, предусмотрена разработка документов по планировке территории.
Таблица 6.1 Система градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом (2004 г.) Вид градостроительной деятельности Градостроительная документация Территориальное планирование Схемы территориального планирования Российской Федерации. Схемы территориального планирования субъектов РФ (всей территории субъекта или ее части). Схемы территориального планирования муниципальных районов. Генеральные планы поселений и городских округов Планировка территории Проекты планировки территории. Проекты межевания территории. Совмещенные проекты планировки и межевания территории. Градостроительные планы земельных участков Градостроительное зонирование Правила землепользования и застройки Архитектурно-строительное проектирование Документация о результатах инженерных изысканий, проектная документация на объекты капитального строительства
Предусмотрена тесная связь градостроительного планирования с правовыми аспектами землепользования, в связи с чем Градостроительный кодекс РФ (2004 г.) обязывает города разработать и ввести в действие в качестве нормативного правового акта Правила землепользования и застройки. Подобные нормативные акты широко используются в зарубежной практике. В работах, посвященных рассмотрению и изучению этого опыта, встречаются различные варианты перевода: зонинг, зональный регламент, правовой регламент, правовой зонинг и т. п. Однако, несмотря на терминологические разногласия, отметим, что в зарубежной практике данный документ действительно имеет большое значение в регулировании градостроительных процессов и предупреждении правовых споров и разногласий, соблюдении гарантий прав владельцев недвижимости.
Одним из видов градостроительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование, которое осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В целом система градостроительной документации базируется на следующих принципах ее разработки.
Взаимосвязь вида градостроительной документации и вида объекта градостроительной деятельности, для которого она разрабатывается.
Осуществление планирования развития территорий от общего к частному. Вначале разрабатываются проекты на крупные территориальные образования со слабой детализацией частных вопросов, а затем проекты на все более мелкие образования с более детальной проработкой вопросов. Обоснованное отклонение в последовательности разработки от общего к частному или параллельная разработка стадий возможны лишь в определенных условиях.
Соблюдение принципа непротиворечивости и взаимной согласованности проектных решений при разработке градостроительной документации различных уровней.
Проектирование каждого населенного пункта как элемента соответствующей групповой системы населенных мест.
Многовременной характер планирования, т.е. разработка градостроительной документации на близкие, средние и дальние горизонты планирования. При этом представление результатов на разные сроки реализации планов проводится с различной степенью детализации.
Разработка градостроительной документации в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарными и иными нормативами, а также с учетом требований по обеспечению потребностей различных социально-демографических групп и маломобильных групп населения.
7. Обеспечение социально-экономической эффективности градостроительных решений,
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства