8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
Для обеспечения рационального использования и охраны земель необходимо управление земельными ресурсами - систематическое и целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. Его задача заключается в том, чтобы с точки зрения государства и общества обеспечить наиболее эффективные способы использования земли, учитывающие природные, экономические, социальные и политические условия в соответствии с объективно существующими законами и принципами взаимодействия природы и общества.
Современный уровень развития России предопределяет сочетание государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное управление обеспечивает организационно-правовой базис, регулирует экономические взаимоотношения субъектов земельных отношений. Рыночное регулирование, опираясь на государственно-правовые нормы, осуществляет набор наиболее эффективных форм землепользования с использованием рыночных механизмов.
Ведущая роль в управлении земельными ресурсами принадлежит государству. Государственное управление земельным фондом является частью государственного управления в целом и представляет собой деятельность органов власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.
Управление земельными ресурсами как уникальным, многофункциональным и стратегически важным объектом осуществляется на всех уровнях власти и ее исполнительных органов: федеральном, региональном, местном.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
-установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
-установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
-государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
—установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
- резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
-разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований решаются по существу те же задачи государственного управления земельными ресурсами, но в пределах установленных государством полномочий с учетом социально-экономических, демографических, культурно-исторических особенностей территории и проживающего там населения.
Органом специальной компетенции в данной сфере является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (сокращенно - Роснедвижимость), осуществляющее функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю.
В настоящее время Роснедвижимость находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. В его составе находится ряд управлений, обеспечивающих выполнение основных функций:
ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости;
создание и сопровождение автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества;
организация проведения землеустройства, технической инвентаризации объектов капитального строительства;
ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
осуществление государственного земельного контроля и мониторинга земель;
проведение экспертизы землеустроительной документации.
Федеральное агентство реализует свои полномочия через систему территориальных органов, а также федеральные государственные предприятия и учреждения, подведомственные ему (например, ФГУП «Федеральный кадастровый центр "Земля"», Федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата»).
Так, в Санкт-Петербурге территориальный орган Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости называется «Управление Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу». Свою работу Управление Роснедвижимости строит в тесном контакте с Администрацией города, ее комитетами и управлениями.
Государственное управление земельными ресурсами осуществляют также соответствующие структуры исполнительных органов субъектов РФ и муниципальных образований (городов, районов).
Так, исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга для проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере земельных отношений и ведения кадастра недвижимости, а также для координации деятельности в этой сфере территориальных и отраслевых органов государственной власти города является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, который подчинен непосредственно губернатору города.
Основные задачи Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заключаются в следующем:
-ведение Государственного кадастра недвижимости Санкт- Петербурга, содержащего сведения о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости;
-координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обеспечение их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти в области проведения государственной политики в сфере земельных отношений.
Комитет для выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
планирование и организация рационального использования земель на территории Санкт-Петербурга;
организация регионального мониторинга земель;
сбор и обобщение информации об объектах землеустройства, содержащейся в информационных базах данных;
кадастровый учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимости (зданий, сооружений, нежилых помещений) в кадастре недвижимости;
осуществление мероприятий по поддержке кадастра недвижимости и внесение в него изменений;
предоставление в установленном порядке сведений из кадастра недвижимости;
обеспечение в установленном порядке территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земельных ресурсов города;
-участие в разработке и реализации инвестиционных программ и проектов, связанных с использованием земель;
участие в установленном порядке в подготовке материалов для проведения торгов (аукционов, конкурсов) по реализации земельных участков и иных объектов недвижимости и т. д.
Для управления земельными ресурсами в исполнительных органах других городов и регионов также созданы соответствующие структуры с учетом местных особенностей, деятельность которых строится в тесном сотрудничестве с территориальными органами Роснедвижимости.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства