1.3. Города в системе населенных мест
Населенные места не существуют изолированно, независимо друг от друга, они всегда находятся в большей или меньшей взаимосвязи между собой. Поэтому любой населенный пункт необходимо изучать и проектировать с учетом взаимосвязи с окружающей территорией, его местом в системе расселения.
Под термином «расселение» понимают процесс распределения населения по территории и его результат - сеть населенных пунктов, характеризующихся определенным территориальным размещением, иерархией, взаимодействиями. Различают вид и форму расселения.
Вид определяется экономической базой и величиной населенных мест, поэтому выделяют два основных вида расселения: городское и сельское.
Форма определяется плотностью сети поселений, особенностями их взаимного размещения в пределах определенной территории, а также степенью развития функциональных связей между ними. Различают две формы расселения: автономную и групповую.
Автономная форма расселения отличается значительной территориальной удаленностью соседних поселений или слабым развитием межселенных транспортных связей, когда устойчивые связи поселения с другими населенными пунктами не развиваются. Автономный тип чаще всего встречается в экстремальных природно- климатических условиях, труднодоступных районах, а также в районах нового освоения на начальном этапе их развития.
В условиях, когда между соседними поселениями устанавливаются тесные устойчивые связи в сфере производства, быта и отдыха населения, а масштабы и темпы их дальнейшего развития становятся в значительной степени взаимообусловленными, формируется групповая система населенных мест (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Групповые системы населенных мест
Групповая система населенных мест (ГСНМ) — это совокупность городских и сельских поселений различной величины и экономического профиля, объединенных развитыми территориально- производственными связями, а также общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.
В градостроительной практике все большее развитие получают именно групповые системы населенных мест. Они формируются в зонах влияния крупных и крупнейших городов, а также средних и больших городов, выполняющих функции межрайонных и областных центров. Местные и районные системы расселения формируются на базе сельских поселений.
Взаимосвязанность населенных мест во многом определяется коммуникационно-транспортной инфраструктурой. Значительным
потенциалом в формировании системы расселения обладает железнодорожный транспорт. Во внутрирегиональных перевозках велика роль автомобильного транспорта. В условиях редкой дорожной сети, горных местностях, зонах вечной мерзлоты особую роль в формировании системы расселения играет воздушный транспорт. В зависимости от местных природных условий системообразующим фактором может выступать водный транспорт.
ГСНМ имеют преимущества по сравнению с рассредоточенным размещением населенных пунктов, среди которых можно выделить возможность территориальной и межотраслевой интеграции, расширенный спектр социальных и производственных услуг, большие возможности по решению региональных экологических проблем.
Групповые формы расселения находятся на различных стади- . ях своего формирования: слаборазвитые, развитые групповые, складывающиеся агломерационные формы и, наконец, сложившиеся формы устойчивых агломераций.
Агломерация - это высокоурбанизированная система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми и интенсивными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой.
Городская агломерация является важным звеном системы расселения страны, особым продуктом современной урбанизации. Она представляет собой качественно новую форму расселения со специфическими условиями жизни населения, природы, производственной и непроизводственной деятельности общества, имеющая не только экономические, но и социальные преимущества (например, широкие возможности выбора работы, учебы, проведения досуга).
Высокая территориальная концентрация предприятий, размещение вспомогательных и межотраслевых производств, сопутствующих объектов обслуживания приводят к снижению затрат по отдельным экономическим факторам на единицу производственных и непроизводственных видов деятельности, снижению стоимости необходимых элементов инфраструктуры, сокращению транспортных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Агломерационный эффект проявляется также в возможности обмена квалифицированными кадрами, получения высшего и
среднего специального образования, использования научно-технических достижений и культурного наследия.
Агломерация вырастает только там, где возникает потребность в крупном многофункциональном центре сверхгородского масштаба. Она возникает, как правило, на базе крупного (крупнейшего) города (рис. 1.3). Особое значение в агломерации принадлежит городу- центру, от которого во многом зависят спаянность агломерации, ее целостность, интенсивность взаимодействия компонентов.
Ч —
Рис. 1 ."3. Схема агломерации населенные пункты ^^ агломерация ядро йчхЯ? агломерации • •
Связи внутри агломерации отличаются высокой интенсивностью и многообразием. Наиболее характерна для агломерации высокая мобильность населения. Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда. Дальность передвижений растет пропорционально увеличению скорости транспортных средств, при этом затраты времени, как правило, увеличиваются незначительно.
Для агломераций характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций; развитие городов-спутников во внешних их кольцах с тенденциями формирования непрерывной застройки территории.
Агломерации играют особую роль в пространственном развитии государства. В табл. 1.3 приведены сведения о наиболее крупных агломерациях России. Самой крупной в Российской Федерации является Московская агломерация, имеющая четко выраженное членение своей территории на кольцевые зоны и секторы.
Таблица 1.3
Крупнейшие агломерации России Наименование агломерации Численность городского населения, тыс. чел. Площадь агломерации всего в городе- центре в ядре агломерации Московская 8,2 12 713 8 575 10 424 Санкт-Петербург 5,2 5 342 4362 4 861 ская Новосибирская 3,4 1715 1430 1578 Нижегородская 3,2 2 061 1430 1648 Екатеринбургская 4,2 1 870 1356 1 553 Самарская 3,3 1 577 1236 1388 Омская 4,1 1237 1 167 1 176 Челябинская 3,0 1432 1 135 1303 Пермская 2,8 1202 1095 1 166 Уфимская 3,9 1 163 1094 1 106 Казанская 2,1 1296 1089 1 114 Ростовская 3,6 1431 1014 1 145
Уникальность российских агломераций - освоение и обустройство главными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией промышленной переработки сельскохозяйственной продукции. Положительный эффект процесса формирования агломераций проявляется в развитии межселенных транспортных связей, активизации предпринимательской деятельности, благоустройстве пригородных и дачных поселений и т. д.
Исходный базовый интегральный критерий агломерации - относительная цельность системы городских и сельских поселений. Рост агломерированных форм расселения носит объективный характер и отвечает тенденциям концентрации производительных сил и форм общения, но одновременно порождает ряд проблем, требующих проведения взвешенной социально-экономической политики расселения.
В ряде случаев крупнейшие агломерации перерастают в более сложные образования - мегалополисы, т. е. урбанизированные зоны надагломерационного уровня.
Мегалополисами принято называть обширные урбанизированные районы. На карте они имеют вид, как правило, широких и длинных полос. Мегаполисы являются ядрами этих сверхсложных урбанистических структур. Мегалополисы насчитывают десятки миллионов жителей, простираются на сотни километров. Они выражают чрезвычайно высокую степень концентрации населения, городов, производства, непроизводственной деятельности. При этом мегалополис не представляет собой сплошную застроенную территорию, и до 2/3 его территории могут быть открытыми пространствами.
Мегалополис так же, как и агломерация, использует эффект ближних связей, но делает это в гораздо больших масштабах, с большей полнотой. Он возникает на самых оживленных перекрестках мировых экономических связей, опирается на гигантские скопления населенных мест общеконтинентального значения.
Наиболее крупные мегалополисы формируются в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном («Бос- ваш»), в районе Великих озер между Чикаго и Питгсбуршм «Чи- питтс»), в Калифорнии между Сан-Диего и Сан-Франциско («Сан- Сан»), в Западной Европе в Англии (Лондон - Ливерпуль) и вдоль Рейна (Рандштадт - Рур - Рейн - Майн), вдоль восточного побережья Японии между Токио и Осакой («Токайдо») и др.
Намечается формирование межгосударственных мегалополи- сов. Например, в Северо-Западной Европе такой мегалополис охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран общей площадью 230 тыс. км2 с населением 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел ./км2: Юго-Восточную Англию, Германию, Бельгию, Голландию, Францию,
В России лишь в сравнительно немногих местах проявляются предпосьики формирования мегалополисов. Среди них можно отметить формирующийся мегалополис вдоль оси Москва: - Владимир - Нижний Новгород. Потенциально большие возможности имеет и полоса Москва - Санкт-Петербург.
Рост мегалополисов определяется необходимостью непрерывного научно-технического прогресса и стремлением к минимизации
затрат на различные виды связей и перемещение людей. Мегалопо- лисы обеспечивают наиболее высокую производительность труда, концентрацию интеллектуальных усилий; их рост свидетельствует о новом этапе развития систем расселения. Но здесь особое значение имеют меры по ограничению их антиэкологичных свойств.
Большое значение в развитии систем расселения имеет выбор принципиальных концепций территориального развития городов на основе изучения выявленных тенденций и обоснования гипотез развития с учетом экономических, социальных, экологических и планировочных особенностей.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства