logo
Mal

1.3. Города в системе населенных мест

Населенные места не существуют изолированно, независимо друг от друга, они всегда находятся в большей или меньшей взаи­мосвязи между собой. Поэтому любой населенный пункт необхо­димо изучать и проектировать с учетом взаимосвязи с окружающей территорией, его местом в системе расселения.

Под термином «расселение» понимают процесс распределения населения по территории и его результат - сеть населенных пунк­тов, характеризующихся определенным территориальным разме­щением, иерархией, взаимодействиями. Различают вид и форму расселения.

Вид определяется экономической базой и величиной населен­ных мест, поэтому выделяют два основных вида расселения: город­ское и сельское.

Форма определяется плотностью сети поселений, особенно­стями их взаимного размещения в пределах определенной террито­рии, а также степенью развития функциональных связей между ни­ми. Различают две формы расселения: автономную и групповую.

Автономная форма расселения отличается значительной тер­риториальной удаленностью соседних поселений или слабым раз­витием межселенных транспортных связей, когда устойчивые связи поселения с другими населенными пунктами не развиваются. Ав­тономный тип чаще всего встречается в экстремальных природно- климатических условиях, труднодоступных районах, а также в рай­онах нового освоения на начальном этапе их развития.

В условиях, когда между соседними поселениями устанавли­ваются тесные устойчивые связи в сфере производства, быта и от­дыха населения, а масштабы и темпы их дальнейшего развития становятся в значительной степени взаимообусловленными, фор­мируется групповая система населенных мест (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Групповые системы населенных мест

Групповая система населенных мест (ГСНМ) — это совокуп­ность городских и сельских поселений различной величины и эко­номического профиля, объединенных развитыми территориально- производственными связями, а также общей инженерной инфра­структурой, единой сетью центров социально-культурного обслу­живания и мест отдыха населения.

В градостроительной практике все большее развитие получа­ют именно групповые системы населенных мест. Они формируют­ся в зонах влияния крупных и крупнейших городов, а также сред­них и больших городов, выполняющих функции межрайонных и областных центров. Местные и районные системы расселения фор­мируются на базе сельских поселений.

Взаимосвязанность населенных мест во многом определяется коммуникационно-транспортной инфраструктурой. Значительным

потенциалом в формировании системы расселения обладает желез­нодорожный транспорт. Во внутрирегиональных перевозках велика роль автомобильного транспорта. В условиях редкой дорожной се­ти, горных местностях, зонах вечной мерзлоты особую роль в фор­мировании системы расселения играет воздушный транспорт. В за­висимости от местных природных условий системообразующим фактором может выступать водный транспорт.

ГСНМ имеют преимущества по сравнению с рассредоточен­ным размещением населенных пунктов, среди которых можно вы­делить возможность территориальной и межотраслевой интегра­ции, расширенный спектр социальных и производственных услуг, большие возможности по решению региональных экологических проблем.

Групповые формы расселения находятся на различных стади- . ях своего формирования: слаборазвитые, развитые групповые, складывающиеся агломерационные формы и, наконец, сложившие­ся формы устойчивых агломераций.

Агломерация - это высокоурбанизированная система терри­ториально сближенных и экономически взаимосвязанных населен­ных мест, объединенных устойчивыми и интенсивными трудовы­ми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей со­циальной и технической инфраструктурой.

Городская агломерация является важным звеном системы рас­селения страны, особым продуктом современной урбанизации. Она представляет собой качественно новую форму расселения со спе­цифическими условиями жизни населения, природы, производст­венной и непроизводственной деятельности общества, имеющая не только экономические, но и социальные преимущества (например, широкие возможности выбора работы, учебы, проведения досуга).

Высокая территориальная концентрация предприятий, разме­щение вспомогательных и межотраслевых производств, сопутст­вующих объектов обслуживания приводят к снижению затрат по отдельным экономическим факторам на единицу производствен­ных и непроизводственных видов деятельности, снижению стоимо­сти необходимых элементов инфраструктуры, сокращению транс­портных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов и готовой про­дукции. Агломерационный эффект проявляется также в возможно­сти обмена квалифицированными кадрами, получения высшего и

среднего специального образования, использования научно-техни­ческих достижений и культурного наследия.

Агломерация вырастает только там, где возникает потребность в крупном многофункциональном центре сверхгородского масштаба. Она возникает, как правило, на базе крупного (крупнейшего) города (рис. 1.3). Особое значение в агломерации принадлежит городу- центру, от которого во многом зависят спаянность агломерации, ее целостность, интенсивность взаимодействия компонентов.

Ч —

Рис. 1 ."3. Схема агломерации

населенные пункты

^^ агломерация ядро

йчхЯ? агломерации

• •

у

Связи внутри агломерации отличаются высокой интенсивно­стью и многообразием. Наиболее характерна для агломерации вы­сокая мобильность населения. Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда. Дальность передвижений растет пропорционально увеличению скорости транспортных средств, при этом затраты времени, как правило, увеличиваются незначительно.

Для агломераций характерны: последовательное смещение на­селения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное раз­витие маятниковых миграций; развитие городов-спутников во внешних их кольцах с тенденциями формирования непрерывной застройки территории.

Агломерации играют особую роль в пространственном разви­тии государства. В табл. 1.3 приведены сведения о наиболее круп­ных агломерациях России. Самой крупной в Российской Федерации является Московская агломерация, имеющая четко выраженное членение своей территории на кольцевые зоны и секторы.

Таблица 1.3

Крупнейшие агломерации России

Наименование агломерации

Численность городского населения, тыс. чел.

Площадь агломерации

всего

в городе- центре

в ядре агломерации

Московская

8,2

12 713

8 575

10 424

Санкт-Петербург­

5,2

5 342

4362

4 861

ская

Новосибирская

3,4

1715

1430

1578

Нижегородская

3,2

2 061

1430

1648

Екатеринбургская

4,2

1 870

1356

1 553

Самарская

3,3

1 577

1236

1388

Омская

4,1

1237

1 167

1 176

Челябинская

3,0

1432

1 135

1303

Пермская

2,8

1202

1095

1 166

Уфимская

3,9

1 163

1094

1 106

Казанская

2,1

1296

1089

1 114

Ростовская

3,6

1431

1014

1 145

Уникальность российских агломераций - освоение и обустрой­ство главными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией промышленной переработки сельскохо­зяйственной продукции. Положительный эффект процесса форми­рования агломераций проявляется в развитии межселенных транс­портных связей, активизации предпринимательской деятельности, благоустройстве пригородных и дачных поселений и т. д.

Исходный базовый интегральный критерий агломерации - от­носительная цельность системы городских и сельских поселений. Рост агломерированных форм расселения носит объективный ха­рактер и отвечает тенденциям концентрации производительных сил и форм общения, но одновременно порождает ряд проблем, тре­бующих проведения взвешенной социально-экономической поли­тики расселения.

В ряде случаев крупнейшие агломерации перерастают в более сложные образования - мегалополисы, т. е. урбанизированные зоны надагломерационного уровня.

Мегалополисами принято называть обширные урбанизиро­ванные районы. На карте они имеют вид, как правило, широких и длинных полос. Мегаполисы являются ядрами этих сверхсложных урбанистических структур. Мегалополисы насчитывают десятки миллионов жителей, простираются на сотни километров. Они вы­ражают чрезвычайно высокую степень концентрации населения, городов, производства, непроизводственной деятельности. При этом мегалополис не представляет собой сплошную застроенную территорию, и до 2/3 его территории могут быть открытыми про­странствами.

Мегалополис так же, как и агломерация, использует эффект ближних связей, но делает это в гораздо больших масштабах, с большей полнотой. Он возникает на самых оживленных перекрест­ках мировых экономических связей, опирается на гигантские скоп­ления населенных мест общеконтинентального значения.

Наиболее крупные мегалополисы формируются в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном («Бос- ваш»), в районе Великих озер между Чикаго и Питгсбуршм «Чи- питтс»), в Калифорнии между Сан-Диего и Сан-Франциско («Сан- Сан»), в Западной Европе в Англии (Лондон - Ливерпуль) и вдоль Рейна (Рандштадт - Рур - Рейн - Майн), вдоль восточного побере­жья Японии между Токио и Осакой («Токайдо») и др.

Намечается формирование межгосударственных мегалополи- сов. Например, в Северо-Западной Европе такой мегалополис охва­тывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран общей площадью 230 тыс. км2 с населением 85 млн чел. при средней плот­ности населения 350 чел ./км2: Юго-Восточную Англию, Германию, Бельгию, Голландию, Францию,

В России лишь в сравнительно немногих местах проявляются предпосьики формирования мегалополисов. Среди них можно от­метить формирующийся мегалополис вдоль оси Москва: - Влади­мир - Нижний Новгород. Потенциально большие возможности имеет и полоса Москва - Санкт-Петербург.

Рост мегалополисов определяется необходимостью непрерыв­ного научно-технического прогресса и стремлением к минимизации

затрат на различные виды связей и перемещение людей. Мегалопо- лисы обеспечивают наиболее высокую производительность труда, концентрацию интеллектуальных усилий; их рост свидетельствует о новом этапе развития систем расселения. Но здесь особое значе­ние имеют меры по ограничению их антиэкологичных свойств.

Большое значение в развитии систем расселения имеет выбор принципиальных концепций территориального развития городов на основе изучения выявленных тенденций и обоснования гипотез развития с учетом экономических, социальных, экологических и планировочных особенностей.