2.2. Планировочная структура города
Если функциональное зонирование отражает прежде всего различия в видах использования различных частей города, то планировочная структура характеризует размещение основных функций, взаимное расположение основных планировочных элементов города и систему связей между ними. Планировочная структура города в значительной степени определяется построением транспортной схемы, которая не только фиксирует планировочную структуру города, но и во многом предопределяет ее последующее развитие.
При планировании пространственно-территориального развития города необходимо выявить его «каркас» - относительно неизменную, наиболее устойчивую во времени основу пространственно-планировочной организации города. В обобщенном виде «каркас» фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города.
Элементы транспортной инфраструктуры жестко фиксированы в пространстве, и эта жесткость тем выше, чем выше категория дорог и улиц. В принципиальном плане можно выделить пять видов планировочных схем города: радиально-кольцевую, звездообразную, шахматную, линейную и свободную (рис. 2.2).
Рис. 2.2, Планировочные схемы города; I — радиально-кольцевая; 2 - звездообразная (лучевая); 3 - шахматная; 4 - линейная (ленточная, линеарная); 5 - свободная (иррегулярная)
Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые. Радиальные магистрали служат для связи центра города с периферийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично расположить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентрированы) основные объекты общественно-деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в Центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная форма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.
Однако в полной мере преимущества этой схемы могут быть реализованы только в небольших по размеру городах. При увеличении территории центральная часть города испытывает функциональные перегрузки и отрезана от природного окружения, а периферийные районы оказываются на значительном удалении от центра.
Разновидностью радиально-кольцевой схемы является «звездообразная» (лучевая) планировка. В этом случае застройка располагается не концентрическими полосами вокруг центра города, а сосредоточивается вдоль магистралей-лучей; при этом между лучами «звезды» могут размещаться массивы зелени. В этом случае налажена хорошая связь между окраинами и центром. Однако при такой схеме затруднены связи периферийных районов друг с другом. Звездообразная схема требует внимания к проблеме развития центра и роста интенсивности движения в его пределах.
Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой планировке легко осуществляется размежевание участков.
Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет формирование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города.
Линейная (ленточная, линеарная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты центральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к основным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты времени на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается на слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того, значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.
В случаях, когда сеть улиц не имеет четкого геометрического рисунка, планировочная схема называется свободной (иррегулярной). Как правило, улицы такой планировочной схемы следуют линиям естественного рельефа, образуя причудливую композицию * плана. Подобная планировка преимущественно характерна для исторических центров старинных городов, а также для населенных мест, расположенных в условиях сложного рельефа.
Природные факторы (наличие водоемов - моря, реки, озера; рельеф местности; массивы зеленых насаждений и т. д.) оказывают большое влияние на планировочную структуру города. Рассмотренные основные типы планировки города на практике приспосабливаются к конкретным природным условиям. Город, расположенный между морем и горами, как правило, развивается по линейному плану. Реки нередко становятся одной из композиционных осей плана города. Радиально-кольцевая структура города принимает форму полукружия, когда городской центр находится у моря или приближен к реке.
Однако все разнообразие типов планировочных структур в различных частях города, в основном, укладывается в указанные виды планировочных схем или их сочетание. При этом для крупных городов с многовековой историей характерно сочетание всех указанных видов планировочных схем, отражающих различные этапы градостроительного развития.
В настоящее время развитие скоростных видов транспорта, необходимость быстрого и комфортного передвижения из отдаленных частей города в центральную, интенсивные связи и перемещения между отдельными районами значительно усложняют планировочную структуру города. Поэтому в современных крупных городах применяются гибкие планировочные структуры, позволяющие на разных территориях города использовать фрагменты различных схем планировочной структуры.
Основные принципы планировочной организации города заключаются в следующем:
-гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города;
-дифференциациятранспортных магистралей; -формирование и развитие общегородского и районных центров в городе с соответствующей системой объектов обслуживания;
-рациональное размещение на территории города инженерных систем и оборудования;
-создание экологической инфраструктуры города через формирование единой системы зеленых насаждений;
- максимальное сохранение наиболее ценной природно-ланд- шафтной основы территории города;
-обеспечение зрительного восприятия главных природных и архитектурных доминант города.
При всех особенностях планировочной структуры, формирующейся на основе рассмотренных транспортных схем с учетом реальной обстановки, в городах (особенно крупных и крупнейших) могут быть выделены принципиально различающиеся территории по местоположению зон в структуре города: центр (ядро) города, центральная, внешняя и пригородная зоны.
Центр города - относительно небольшая центральная территория города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении объекты.
Малый и средний город обычно имеет компактный общегородской центр. В крупных и крупнейших городах - развитая пространственная система центров, главным элементом которой является общегородской центр, где находятся объекты с преобладающим удельным весом административно-общественных функций. Помимо общественных, центр города зачастую выполняет и жилые функции.
Для исторических центров городов характерна плотная застройка, радиально-кольцевая или близкая к ней планировка, постепенное вытеснение жилой застройки зданиями делового назначения, широкое развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, резкое превышение дневного населения над ночным. Эта зона является «носителем» образа города, синонимом их значения и величия.
Так, в Москве исторический центр находится в пределах Садового кольца; исторический центр Санкт-Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро города.
При планировочном решении центра должна быть обеспечена удобная связь его с основными селитебными зонами города. Остановки общественного транспорта следует размещать в пределах пешеходной доступности от основных объектов центральной зоны; все функциональные зоны и элементы центра должны быть связаны пешеходными путями; из этой зоны следует исключить транзитное транспортное движение.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства