7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
Земельный вопрос занимает одно из первостепенных мест в любом государстве. При этом земельные вопросы, оставаясь основными производственными отношениями в сельском хозяйстве, в связи с глобальной урбанизацией все более глубоко проникают во все сферы экономической, социальной и общественной жизни городов.
В современный период вопросы земельной собственности, землевладения и землепользования в городских поселениях не менее актуальны, чем в сельскохозяйственном производстве, так как они определяют пути и методы рационального использования городских земель для экономического, социального и культурного развития городов, для их населения в целом.
Несмотря на то, что земельные отношения, вопросы собственности на землю на ранних этапах развития государства носили преимущественно аграрный характер, они в той или иной степени всегда затрагивали интересы городского населения, объективно влияли на все стороны его жизни.
Ценность земли как условия жизни и среды обитания, размещения хозяйства, производства продуктов питания и предметов бьгга, генетически высока в сознании россиянина. Неслучайно, в случае опасности для своей страны народ отставлял в сторону все внутренние политические и социальные несогласия и вставал на «защиту земли русской»: поднимались не только вооруженные дружины и армии, но и весь народ (народные ополчения, партизаны и т. д.).
Исторически первой и несколько веков единственной в России была общинная форма собственности на землю. По мере укрепления верховной власти государства (XIV-XVT! вв.) сложились три типа земельных отношений: государственная собственность на землю, частное землевладение и общинное землепользование. Начиная с этого периода, с неимоверной быстротой менялись правила распределения, пользования, получения земли, вводились сословные привилегии и ограничения. Постепенно происходил процесс закрепощения крестьян, находившихся в полной зависимости от владельцев земли. После указа Петра I 1711 г. «О крепости крестьянской» стало возможной их продажа вместе с землей или без нее.
К концу XVIII в. в России имелось два основных класса: помещики-дворяне и крестьянство, которое, в свою очередь, состояло из трех основных групп - помещичьи, государственные и удельные (или дворцовые) крестьяне. Земля принадлежала в основном крупным землевладельцам, крестьяне практически не обладали никакими самостоятельными правами на землю.
В области земельных экономических отношений существовали все три формы феодальной ренты: отработочная, натуральная (рента продуктами) и денежная. По мере развития торговли, промышленности, денежного обращения рента продуктами все больше превращалась в денежную.
Одновременно на государственном уровне были предприняты шаги по созданию «третьего сословия». Жалованная грамота городам (1785 г.) впервые объединила в единое сообщество разрозненные группы «городских обывателей», разделив все городское население на б разрядов. К первому разряду относились «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей (дворяне, духовенство). Второй разряд составляли купцы; третий - цеховые ремесленники; четвертый - иностранцы; пятый - банкиры, судовладельцы, ученые, лица творческих профессий; шестой - остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся». Большинство городских жителей относились к третьему и шестому разрядам, они составили сословие мещан.
В начале XIX в. становится все ощутимей неэффективность феодальной экономики, кризис феодально-крепостнической системы. Стала очевидной необходимость отмены крепостного права, были сделаны некоторые шаги по реформированию крестьянского уклада. Была ограничена продажа крестьян без семьи, без земли; запрещена раздача или продажа в частные руки государственных крестьян; предоставлено право всем свободным гражданам покупать в частную собственность незаселенную землю вне городов (т. е. сельскохозяйственные угодья без крестьян); был снят рад преград по развитию крестьянской торговли. Однако эти полумеры не решали главного вопроса - изменения земельных и общественных отношений, соответствующих развивающимся внешним и внутренним рыночным отношениям.
1861 г. стал, в определенной мере, отсчетом новой эпохи - эпохи реформ и ускорения социально-экономического развития государства. Манифест 19 февраля 1861 г. и ряд «Положений», представленных 17 законодательными актами, отменили крепостную зависимость, установили право крестьян на земельные наделы, но использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами по их выкупу у бывших собственников.
В развитие реформы 1861 г. в 60-х гг. XIX в. был принят еще ряд законодательных актов, направленных на упрощение получения земельных участков крестьянами, доля которых в общей численности населения, по данным переписи 1897 г., составляла 77,1%. Но особых качественных изменений в правах крестьян на землю эти законы не внесли, и земледелие в большей части России оставалось помещичьим и общинным. В начале XX в. (данные 1905 г.) в европейской части России крестьянам в наделе (земли общин и выделившейся крестьянской буржуазии) принадлежало 138 768 тыс. десятин земли, или 35,1% от общего ее владения; помещикам-дворянам - 101 735 тыс. десятин (25,8%); государству i 38 086 тыс. десятин (34,9%); уделу (царю) - 7 843 тыс. десятин (2%); различным учреждениям - 87 601 тыс. десятин (2,2%).
Из приведенных данных видно, что в тот период в России было три основных субъекта собственности на землю: государство, помещики-дворяне и крестьяне. При этом, по данным переписи 1897 г., слой дворян составлял всего 1,5%.
Конфликт в отношениях собственности на землю в условиях развивающегося мелкотоварного производства все более нарастал, что проявилось в массовых выступлениях крестьян. Для создания социальной и экономической опоры в деревне была начата реформа, известная как Столыпинская земельная реформа (по имени П. А. Столыпина, председателя Правительства). Реформа была обусловлена социальным и экономическим положением России в начале XX в., рассчитана на 20 лет и содержала следующие мероприятия:
крестьянские семьи получают право на выход из общины без чьего-либо разрешения на хутора и отруба. Община перестает считаться законной формой землевладения и землепользования;
крестьянская, помещичья, государственная земля включается в рыночный оборот со свободными ценами;
для проведения землеустроительных и землемерных работ, а также для поддержки крестьян, выходивших из общины, выделяются специальные средства;
выделяется специальный земельный фонд, который передается Крестьянскому банку для продажи этой земли на льготных условиях;
в целях преодоления внутриобщинных конфликтов организуется переселение крестьян, обеспеченное определенной финансовой и материальной поддержкой, в районы Сибири, Южного Урала и т. д.
Ликвидацию помещичьего землевладения реформа не предусматривала, предполагалась лишь возможность постепенного перехода, сугубо рыночным путем, помещичьей земли в руки сельской буржуазии. В этих целях Государственный крестьянский банк был уполномочен правительством скупать помещичьи земли и на льготных условиях, под выгодные долговременные кредиты, продавать их крестьянам.
В ходе реформы земельные отношения были существенно преобразованы, эффективность сельскохозяйственного производства несколько повысилась. Однако попытка фермеризации российских крестьян не увенчалась успехом, проблема обземеливания крестьян не была решена, так как принудительные формы реформирования вызывали недовольство крестьян.
Аграрная реформа была прервана войной, она не успела создать развитого слоя мелких частных собственников в России. Октябрь 1917 г. принес стране социально-экономические преобразования, не имеющие аналогов в многовековой истории России. Главный вопрос развития экономики России - земельный - был определен Декретом о земле, принятом 26.10.1917 (по ст. ст.) Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Это был эсеровский вариант с уравнительным землепользованием социализированной землей. По этому декрету в России немедленно, навсегда и без всякого выкупа отменялось право частной собственности на землю. Вся земля (государственная, удельная, церковная, общественная, частновладельческая, крестьянская и др.) объявлялась всенародным достоянием.
Фактически была произведена национализация земли, отмена частной собственности означала запрещение каких-либо сделок с землей. Право пользования землей получили все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом с помощью членов семьи или в товариществе. Распределение между трудящимися производилось путем наделения каждого хозяйства по норме, вырабатываемой с учетом местных условий. Формы пользования землей разрешались различные: подворные, хуторские, общинные, артельные. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Наемный труд не допускался. Впоследствии такие формы как хуторское, общинное, единоличное землепользование, были отменены, а другие укрепились и стали преобладающими.
С образованием Союза ССР земля была признана собственностью государства, т. е. возникла монополия государственной собственности на землю, С переходом ко всеобщей коллективизации (нередко проводившейся в принудительном порядке), образованию государственных сельскохозяйственных предприятий, земля в пределах установленных границ навечно и бесплатно закреплялась за колхозами и совхозами. Право ее изъятия для других государственных нужд имело только правительство. Индивидуальным крестьянским хозяйствам бессрочное право землепользования предоставлялось для ведения личного (семейного) хозяйства без применения наемного труда. Земли также выделялись под нужды промышленного и других секторов экономики, градостроительства, для целей и задач обороны страны, создания условий отдыха людей (санатории, пансионаты и т. д.).
Кроме того, земельным законодательством в СССР гражданам предоставлялось право бесплатного получения земельного участка под строительство жилья, хозяйственных построек, приусадебного землепользования, для коллективного садоводства и индивидуального огородничества, а также право пользования сенокосами, выпасами и т. д.
В условиях государственной собственности не могло быть земельного рынка. Распределение участков земли осуществлялось полномочными органами исполнительной власти гражданам и юридическим лицам, которые признавались пользователями земельных участков бесплатно. Денежной оценки земля не имела, поэтому выдавалась пользователям в натуральной форме (в гектарах, квадратных метрах). Как собственник земли государство присваивало ренту, в том числе и ресурсную и создавало накопления, которые в виде государственных инвестиций шли на цели хозяйственного и социального развития.
Однако к концу XX в. в области землепользования, как в аграрном секторе, так и в других отраслях народного хозяйства, все более становились заметны отставания от стран с развитой рыночной экономикой. Земельные права предприятий в этот период фактически сводились к бесплатному землепользованию, что провоцировало экстенсивный способ использования земли, неэффективную систему землепользования. В результате в городах России доля промышленных территорий в несколько раз превышает аналогичный показатель в экономически развитых странах, а интенсивность использования этих территорий существенно ниже. Низкая эффективность землепользования проявилась и в использовании земли для размещения жилой застройки, плотность которой формировалась в несколько раз ниже аналогичных зарубежных показателей.
С начала 90-х гг. прошлого века, в ходе проводимых политических, социальных и экономических реформ в России началось осуществление земельной реформы, основные цели и суть которой заключались в переходе к разгосударствлению (денационализации) земель и образованию множественности прав собственности на землю, включая частную собственность. Начало положило принятие Верховным Советом СССР в 1990 г. «Основ законодательства СССР и союзных республик о земле», законов РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». В 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят Земельный кодекс РСФСР.
Эти документы с политической, экономической и правовой точек зрения еще не создавали достаточной основы для проведения земельной реформы. Согласно им предусматривались колхозно- кооперативная и коллективно-долевая формы собственности; частная собственность на землю могла быть установлена лишь на садовые, дачные и подсобные земельные участки.
Поскольку это не позволяло регулировать земельные отношения с учетом проводимых в стране реформ, дальнейшее их развитие осуществлялось на основе подзаконных актов - указов Президента Российской Федерации и изданных в соответствии с ними постановлений Правительства Российской Федерации. В них содержались нормы, регулировавшие вопросы приватизации земель, создания элементов рыночного оборота земельных участков и земельных долей.
Новая Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгласила равенство всех форм собственности, отменила установленные в Земельном кодексе их ограничения. Статья 9 установила, что земля в Российской Федерации теперь может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В связи с тем, что ряд положений Земельного кодекса (1991 г.) вошел в противоречие с новой Конституцией РФ, в 1993 г. принимается несколько указов Президента и постановлений Правительства, касающихся вопросов собственности на землю. Так, Указ Президента РФ от 24.12.93 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией Российской Федерации» признал недействующими в Земельном кодексе статьи о видах прав на земельные участки, об условиях передачи земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, о порядке предоставления земельных участков гражданам и т. д.
В Указе Президента РФ «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» содержались разделы, специально посвященные приватизации земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества РФ.
Правовой вакуум в регулировании земельных отношений привел к принятию управленческих решений и отдельных норм на различных уровнях власти, включая субъекты РФ.
С 1990 по 2001 г. был принят 41 федеральный закон, 33 указа Президента и около 100 постановлений Правительства, так или иначе касающихся земельных отношений. Кроме этого, многие регионы принимали свои законы. К 2001 г. земельное законодательство представляло собой множество правовых актов различного уровня, которые нередко имели неопределенность и противоречили друг другу. Нередко по тем или иным вопросам, особенно по вопросам приватизации земель, их купли-продажи принимались новые акты без отмены действующего законодательства или внесения изменений в него. Отсутствие научно обоснованной государственной программы земельной реформы породило множество проблем, сделало земельную реформу бессистемной, зачастую непонятной и недоступной для населения. Требовалось упорядочение земельного законодательства.
Тем не менее в ходе десятилетних реформ земля фактически вступила в гражданский оборот и стала товаром, была ликвидирована монополия государственной собственности на землю, и появился класс земельных собственников. Земельный кодекс, принятый 25.10.01 Федеральным законом № 136, упорядочил и фактически закрепил сложившиеся отношения в области землепользования, определил основные положения по регулированию земельных общественных отношений.
В соответствии с Земельным кодексом РФ (2001 г.) в стране признаются три равноправные формы собственности на землю: государственная (федеральная и собственность субъектов РФ); муниципальная; частная (граждан и юридических лиц). Права всех собственников равным образом защищаются государством.
Согласно Земельному кодексу РФ, все земли в Российской Федерации в соответствии с их целевым назначением подразделяются на следующие категории:
-земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Правом перевода земли из одной категории в другую обладают:
Правительство РФ - в отношении земель федеральной собственности;
органы исполнительной власти субъектов РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъектов и земель сельхозназначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
органы местного самоуправления - в отношении муниципальных земель, за исключением земель сельхозназначения.
Таким образом, вопрос о земле в России извечный, постоянный, определяющий ее экономическое и социальное развитие и обостряющийся в годы реформ и революций, законодательно был принципиально решен.
Несмотря на то, что новый Земельный кодекс имел недоработки, а подчас содержал противоречия с другими действующими нормативно-правовыми актами, его основные положения способствовали развитию рынка земли, в том числе в городах, среди которых можно отметить следующие:
провозглашение принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов;
-возможность долгосрочного договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по которому арендатор получает права по распоряжению земельным участком без согласия собственника при условии его уведомления;
возможность получения в собственность или аренду земельных участков с установленными условиями использования, согласованными техническими условиями подключения объектов к инженерно-техническим сетям.
Принятие Земельного кодекса стимулировало выкуп земельных участков собственниками приватизированных предприятий и объектов недвижимости - только за 2002 г. было продано 11 тыс. га земельных участков на сумму более 450 млн долл.
В последующие годы продолжалось развитие земельных отношений, совершенствование их правовой базы. В действующее земельное законодательство был внесен ряд изменений, направленных на урегулирование процедур разграничения государственной собственности на землю, оформления прав на использование земель, совершенствования государственной кадастровой оценки.
Поправки позитивного характера были внесены в Земельный кодекс РФ (2001 г.). К примеру, поправками к Земельному кодексу РФ (2001 г.), принятыми в декабре 2004 г., было установлено, что земельные участки для жилищного строительства должны представляться исключительно на торгах в форме открытого аукциона.
Ряд вопросов, связанных с земельными отношениями, регламентирует также новая редакция Градостроительного кодекса РФ (2004 г.). Например, планирование развития территорий осуществляется на основании документов территориального планирования, которые являются основой для принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании земель, их изъятии (в том числе выкупа), о переводе земель из одной категории в другую. В Кодексе содержатся положения об обязательном принятии органами местного самоуправления Правил землепользования и застройки, подготовки ими документации по планировке территории, об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Законом РФ № 172-ФЗ 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не только установлен порядок действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по переводу земельных участков из одной категории в другую, но и регламентирована их компетенция.
Принят также ряд постановлений Правительства РФ, направленных на дальнейшее упорядочение организационных мер в области землепользования: утверждены правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности (за исключением особо режимных объектов), в аренду или безвозмездное срочное пользование; в целях совершенствования государственной кадастровой оценки земель внесены изменения в ранее принятые постановления по данному вопросу. Постановлением Правительства РФ № 206 от 11.04.06 предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель не реже одного раза в 5 лет н не чаще 1 раза в 3 года; функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
С 2005 г. вопросы земельного налога отражены и конкретизированы в дополнениях и изменениях, внесенных в Налоговый кодекс РФ. Федеральным законом № 141-ФЗ от 29.11.04 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местного бюджета.
Несмотря на принимаемые правовые меры в сфере землепользования в новых экономических условиях, еще остается много проблем, сдерживающих практическое решение вопросов рационального землепользования.
Анализ и осмысление основных этапов развития земельных отношений в нашей стране позволяют проследить закономерность происходящих процессов по реформированию системы землепользования, более глубоко осознать сущность земли во всей ее много- аспектности как базового ресурса, фактора и условия градостроительной деятельности.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства