logo
Mal

Раздел I. Теория и практика градостроительства

Центральная зона, кроме ядра города, включает близлежа­щую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило ох­ваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения го­рода эта зона все больше перестраивается, подвергается переплани­ровке, изменяет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности по­стоянного населения. Например, к центральной зоне Москвы отно­сится территория в границах окружной железной дороги с примы­кающими территориями, в Санкт-Петербурге - зона от центра го­рода до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петро­градскую сторону.

Внешняя зона - это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зо­ны включается территория в пределах Московской кольцевой авто­дороги, в Санкт-Петербурге - территория, административно подчи­ненная городу, без населенных пунктов, подчиненных его админи­страции.

Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города, поддержания экологического равновесия, размещения ряда объектов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В ней, как правило, концентрируется дачно-реакреационная деятельность и сельское хозяйство, природоохранные зоны, предусматривают ре­зервные территории для развития города, размещают часть про­мышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом. В последние годы в пригородах активно раз­виваются складские, транспортные, торговые и прочие функции, ориентированные на город.

Пригородная зона Москвы включает лесопарковый защитный пояс и территорию городов-спутников (Зеленограда, Пушкина, По­дольска и др.). Пригородная зона Санкт-Петербурга включает насе­ленные пункты, административно подчиненные городу, и террито­рии, примыкающие к городу в радиусе до 50 км.

Для крупных и крупнейших городов в целом характерно по­следовательное смещение населения от внутренних колец города к

внешним, сильное развитие маятниковой миграции, ограничения на проведение градостроительных мероприятий в центральных рай­онах города.

При организации селитебной зоны учитывается необходи­мость организации всех необходимых функциональных процессов в жилой среде (отдых, быт, обслуживание и хозяйственные функ­ции) и развития общественных функций; обеспечение удобной транспортной и пешеходной доступности общественных центров, мест труда, остановок общественного транспорта; создания благо­приятной по санитарно-гигиеническим показателям и эстетически полноценной среды.

Основными элементами планировочной структуры селитеб­ной территории города (рис. 2.3) являются жилые группы (жилой двор), микрорайоны (несколько жилых групп, объединенных куль­турно-бытовыми объектами - КБО), жилые районы (несколько мик­рорайонов, объединенных общественным центром районного зна­чения) и планировочные районы (несколько жилых районов, объ­единенных общественным центром городского значения).

Жилая группа состоит из расположенных рядом в определен­ном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объеди­ненных объектами общественного, культурно-бытового назначения повседневного обслуживания, образует микрорайон. Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий; их граница­ми, как правило, являются магистральные или жилые улицы, есте­ственные рубежи.

Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно- бытовыми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район. Планировочное построение и композиция жилого района определяются его местом в плане города, природными ус­ловиями, общей композиционной идеей и исторически сложив­шейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является членение ее сетью городских дорог на межма­гистральные жилые территории.

Плакировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зависимости от размеров территории города и общей планировоч­ной структуры селитебная зона может формироваться как один или несколько планировочных районов.

Микрорайон

Жилая группа

Рис. 2.3.Традиционная планировочная структура города: [7] -жилая группа; о - общественный центр микрорайона;

Все планировочные элементы города связаны между собой. На планировочную структуру города влияет величина города (чис­ленность населения и площадь города), природные условия, период формирования города и другие факторы. Все формы планировоч­ной организации города могут использоваться на различных этапах Проектирования и взаимно дополнять друг друга. Так, если в круп­ных и крупнейших городах возможны все планировочные элемен­ты, то в малых и средних городах - только жилые группы, микро­районы, жилые районы. При пересеченном рельефе и экстремаль­ных климатических условиях вместо микрорайонов иногда форми­руются жилые группы.

Общим принципом формирования селитебной территории го­рода является обеспечение максимальных удобств населению в реализации социально-культурных и бытовых потребностей при рациональном использовании городских земель и других ресурсов.

Планировочное районирование проводится и учитывается при разработке градостроительной документации по территори­альному планированию городов и планировке их отдельных тер­риторий, которая выполняется в границах планировочных эле­ментов города. Преобразования планировочной структуры долж­ны носить преемственный характер с максимальным использова­нием исторически сложившихся схем планировки и природного ландшафта, с учетом сохранения зеленых насаждений и открытых пространств, обеспечения соответствия санитарным и экологиче­ским нормам.