Раздел I. Теория и практика градостроительства
Центральная зона, кроме ядра города, включает близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения. Например, к центральной зоне Москвы относится территория в границах окружной железной дороги с примыкающими территориями, в Санкт-Петербурге - зона от центра города до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону.
Внешняя зона - это территория города без пригородов, где сосредоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодороги, в Санкт-Петербурге - территория, административно подчиненная городу, без населенных пунктов, подчиненных его администрации.
Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города, поддержания экологического равновесия, размещения ряда объектов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В ней, как правило, концентрируется дачно-реакреационная деятельность и сельское хозяйство, природоохранные зоны, предусматривают резервные территории для развития города, размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом. В последние годы в пригородах активно развиваются складские, транспортные, торговые и прочие функции, ориентированные на город.
Пригородная зона Москвы включает лесопарковый защитный пояс и территорию городов-спутников (Зеленограда, Пушкина, Подольска и др.). Пригородная зона Санкт-Петербурга включает населенные пункты, административно подчиненные городу, и территории, примыкающие к городу в радиусе до 50 км.
Для крупных и крупнейших городов в целом характерно последовательное смещение населения от внутренних колец города к
внешним, сильное развитие маятниковой миграции, ограничения на проведение градостроительных мероприятий в центральных районах города.
При организации селитебной зоны учитывается необходимость организации всех необходимых функциональных процессов в жилой среде (отдых, быт, обслуживание и хозяйственные функции) и развития общественных функций; обеспечение удобной транспортной и пешеходной доступности общественных центров, мест труда, остановок общественного транспорта; создания благоприятной по санитарно-гигиеническим показателям и эстетически полноценной среды.
Основными элементами планировочной структуры селитебной территории города (рис. 2.3) являются жилые группы (жилой двор), микрорайоны (несколько жилых групп, объединенных культурно-бытовыми объектами - КБО), жилые районы (несколько микрорайонов, объединенных общественным центром районного значения) и планировочные районы (несколько жилых районов, объединенных общественным центром городского значения).
Жилая группа состоит из расположенных рядом в определенном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объединенных объектами общественного, культурно-бытового назначения повседневного обслуживания, образует микрорайон. Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий; их границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, естественные рубежи.
Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно- бытовыми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район. Планировочное построение и композиция жилого района определяются его местом в плане города, природными условиями, общей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является членение ее сетью городских дорог на межмагистральные жилые территории.
Плакировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зависимости от размеров территории города и общей планировочной структуры селитебная зона может формироваться как один или несколько планировочных районов.
Микрорайон Жилая группа Рис. 2.3.Традиционная планировочная структура города: [7] -жилая группа; о - общественный центр микрорайона;
общественный центр жилого района;
общественный центр планировочного района;
общегородской центр
Все планировочные элементы города связаны между собой. На планировочную структуру города влияет величина города (численность населения и площадь города), природные условия, период формирования города и другие факторы. Все формы планировочной организации города могут использоваться на различных этапах Проектирования и взаимно дополнять друг друга. Так, если в крупных и крупнейших городах возможны все планировочные элементы, то в малых и средних городах - только жилые группы, микрорайоны, жилые районы. При пересеченном рельефе и экстремальных климатических условиях вместо микрорайонов иногда формируются жилые группы.
Общим принципом формирования селитебной территории города является обеспечение максимальных удобств населению в реализации социально-культурных и бытовых потребностей при рациональном использовании городских земель и других ресурсов.
Планировочное районирование проводится и учитывается при разработке градостроительной документации по территориальному планированию городов и планировке их отдельных территорий, которая выполняется в границах планировочных элементов города. Преобразования планировочной структуры должны носить преемственный характер с максимальным использованием исторически сложившихся схем планировки и природного ландшафта, с учетом сохранения зеленых насаждений и открытых пространств, обеспечения соответствия санитарным и экологическим нормам.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства