6.2. Документы территориального планирования
В соответствии с Градостроительным кодексом (2004 г.), территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. В документах территориального планирования определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и их объединений.
Выделяют документы территориального планирования следующих уровней - федерального, субъектов РФ и муниципального (рис. 6.1). Они являются обязательными при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления.
Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования в области:
—развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
обороны страны и безопасности государства;
развития энергетики;
развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
развития космической деятельности;
-естественных монополий.
Схемы территориального
планирования РФ в области:
Документы -развития федерального транспор-
территориального та, путей сообщения, информации
- планирования и связи;
Российской Федерации - обороны страны и безопасности
1 государства;
I - развития энергетики;
I -развития и размещения особо ох-
I раняемых природных территорий
I федерального значения;
! -защиты территорий двух и более
| субъектов РФ, подверженных рис-
I ку возникновения чрезвычайных
j ситуаций природного и техноген-
| ного характера к воздействию их
| последствий;
| -развитие космической деятельно-
j сти;
j — естественных монополий
Рис. 6.1. Виды документов территориального планирования
Указанные схемы отражают использование и развитие данных областей. Они могут быть составлены в виде одного или нескольких документов и затрагивают как всю территорию Российской Федерации, так и ее части.
Схемы территориального планирования Российской Федерации состоят из текстовой и графической частей. В текстовой части содержатся положения о территориальном планировании, которые включают в себя цели и задачи территориального планирования, а также перечень мероприятий по его осуществлению и последовательность их выполнения. В графической - соответствующие карты (схемы), где отображаются границы:
субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образований, особых экономических зон, муниципальных образований;
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель;
территорий объектов культурного наследия;
зон с особыми условиями использования территорий;
территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
Утверждение схемы территориального планирования Российской Федерации находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется с учетом федеральных программ в различных областях развития Российской Федерации, например: «Жилище», «Юг России», «Экология и природные ресурсы России», «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» и т. д. Разработка схемы территориального планирования осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников.
Если проекты схем территориального планирования Российской Федерации содержат предложения, связанные с изменениями документов территориального планирования субъекта РФ, такие проекты до их утверждения подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проекты схем и схемы территориального планирования РФ подлежат официальному опубликованию.
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов РФ, подготовка которых может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов.
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя следующие сведения.
Схемы планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в их составе.
Схемы планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
объектов энергетических систем регионального значения;
объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий и т. д.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Положения о территориальном планировании включают в себя цели и задачи территориального планирования, а также перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием на последовательность их выполнения.
На картах (схемах) должны быть отображены границы:
муниципальных образований;
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель обороны и безопасности;
земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе, а также планируемые границы таких земель;
территорий объектов культурного наследия;
зон с особыми условиями использования территорий;
территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Для утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем).
Текстовые материалы включают:
-обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
перечень мероприятий по территориальному планированию;
обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В графическом виде на картах (схемах) отображаются: информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, а также предложения по территориальному планированию.
Если предложения, содержащиеся в проекте схемы территориального планирования, предполагают изменение границ земель лесного фонда, границ земель, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, проект подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях.
Если же размещение объектов капитального строительства регионального значения может оказать негативное воздействие на окружающую среду других субъектов РФ, согласование проводится с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом, обеспечившим подготовку проекта схемы.
Если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или размещение объектов капитального строительства регионального значения может оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований, проводится согласование с заинтересованными органами местного самоуправления.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Проект схемы и схема территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию.
Документы территориального планирования муниципальных образований тесно связаны с территориальной организацией местного самоуправления, порядок которого определен Федеральным законом РФ № 1Э1-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включают;
схемы территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений;
генеральные планы городских округов.
Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Эта схема содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Положения в схеме территориального планирования муниципального района включают в себя: цели и задачи территориального планирования; перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
На картах (схемах) отображаются:
существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;
границы земель различных категорий в пределах межселен- ных территорий;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях;
границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях.
Для утверждения схемы территориального планирования муниципального района осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем).
Материалы в текстовой форме по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района включают в себя:
-обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
-перечень мероприятий по территориальному планированию;
обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
-перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На картах (схемах) отображаются:
-информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;
предложения по территориальному планированию.
Утверждение схем территориального планирования муниципального района находится в компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района. Проект схемы территориального планирования до ее утверждения подлежит согласованию и опубликованию в установленном порядке, а утвержденная схема территориального планирования муниципального района публикуется и размещается на официальном сайте муниципального района в сети Интернет.
Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района.
Для территорий поселений и городских округов осуществляется подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее - генеральные планы). В генеральном плане определяются основные направления использования земли для жилищного, промышленного и иного строительства, благоустройства и охраны окружающей среды, мероприятия по сохранению природного и исторического наследия. Генеральный план, как правило, разрабатывается на период 15-20 лет, с выделением одной очереди на 5-10 лет.
Подготовка генеральных планов поселений, городских округов осуществляется как на всей территории поселений, городских округов в целом, так и в отдельных населенных пунктах, входящих в их состав. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения или городского округа.
Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.
Этот перечень может быть дополнен органами местного самоуправления с учетом местных особенностей.
Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Положения генеральных планов включают в себя:
цели и задачи территориального планирования;
перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Графическая часть отображает:
границы поселения, городского округа;
границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
границы земель федерального и регионального значения (сельскохозяйственного назначения, для обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности и др.);
существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи;
границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых они размещены, а также границы зон планируемого размещения таких объектов;
границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
Для утверждения генеральных планов необходимо провести
анализ состояния соответствующей территории, обозначить проблемы и направления ее комплексного развития, представить и обосновать варианты решения задач территориального планирования, этапы их реализации, установить факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В составе материалов представляются карты (схемы), на которых отображаются:
информация о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;
предложения по территориальному планированию.
При разработке генеральных планов исходят из оценки экономико-географического, социального, производственного, исто- рико-архитектурного и природного потенциала населенных мест. При этом:
-учитывается административный статус поселений, прогнозируемая численность населения, экономическая база, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бы- товые и другие местные особенности;
исходят из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;
предусматривается улучшение экологического и санитарно- гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия;
-определяются рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;
-учитываются перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений или права их аренды.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, и с учетом их результатов принимается решение об утверждении или отклонении проекта генерального плана. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
На федеральном уровне согласованию подлежат вопросы, если проект генерального плана предполагает изменение границ:
земель лесного фонда;
-земель особо охраняемых природных территорий федерального значения;
земель обороны и безопасности;
земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации;
территорий объектов культурного наследия;
зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
На уровне субъекта Российской Федерации согласуются вопросы, затрагивающие изменение границ:
земель сельскохозяйственного назначения;
-земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;
земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
—территорий объектов культурного наследия;
-зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
На уровне местного самоуправления согласованию подлежат вопросы, затрагивающие интересы населения муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, разрабатывающим генеральный план.
Генеральный план утверждается соответствующим представительным органом местного самоуправления (поселения или городского округа) и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Особенности градостроительной деятельности в городах федерального значения -Москве и Санкт-Петербурге.
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения.
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга-являются генеральные планы.
Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти этих городов. Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований не осуществляется.
Публичные слушания по проектам генеральных планов Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании.
Проект генерального плана города Москвы согласовывается с Правительством Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.
Закон Санкт-Петербурга № 728-99 «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» был принят 22.12.05. В соответствии с данным Законом Генеральный план города реализуется в границах субъекта РФ - города федерального значения Санкт-Петербурга с включением акватории Финского залива, прилегающей к Санкт-Петербургу, и с учетом развития прилегающей к городу территории Ленинградской области.
В составе Генерального плана Санкт-Петербурга выделены следующие временные сроки его реализации:
-расчетный срок генерального плана, на который рассчитаны все основные проектные решения, - 2015 г.;
первая очередь Генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации генерального плана, - 2010 г.;
перспектива - период, следующий за расчетным сроком Генерального плана, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития города, - 2025 г.
Это один из первых в России документов территориального планирования, разработанный и прошедший процедуру утверждения в полном соответствии с новым Градостроительным кодексом.
В качестве стратегических ориентиров устойчивого развития города в генеральном плане приняты следующие направления:
-сохранение и развитие многофункциональности Санкт-Пе- тербурга;
стимулирование развития в городе инновационных видов деятельности, конкурентоспособных в условиях постиндустриальной экономики, диверсификация структуры экономики в сторону повышения значения сферы оказания коммерческих услуг;
-выполнение Санкт-Петербургом общегосударственных федеральных и международных функций и создание благоприятных условий для размещения в городе соответствующих структур и развития обслуживающих городских систем;
выполнение Санкт-Петербургом второго после Москвы крупнейшего центра развития науки, культуры, подготовки кадров, здравоохранения и профессионального спорта
С учетом этих направлений развития в генеральном плане Санкт-Петербурга:
определены основные цели и задачи развития города в территориальном аспекте, а также основные мероприятия по развитию и размещению объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения;
-установлены границы функциональных зон, обеспечивающих развитие существующих и вновь размещаемых в городе объектов жилого, общественно-делового, производственного и рекреационного назначения;
-определено размещение основных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование и развитие экономики и социальной сферы города.
В основу генерального плана положена идея развития Санкт- Петербурга как открытого европейского города с европейскими стандартами качества городской среды.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства