2.1. Функциональная организация территории города
Дифференциация территории города на структурные зоны, обладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типологическими особенностями, - свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип выделения территорий города, выполняющих однотипные функции.
На протяжении многих десятилетий практика пространственно-территориальной организации города исходила из представления о четкой дифференциации во времени и пространстве основных функций жизнедеятельности человека: работы, жилища (быта) и отдыха. В соответствии с функциональным зонированием территории города в нем выделяются следующие основные зоны: селитебная, производственная, ландшафтно-рекреационная (рис. 2.1). В единое целое эти зоны связывает система транспорта.
Селитебная зона (зона расселения населения) - территориальное пространство, предназначенное для реализации основных бытовых функций населения. В ней размещаются жилищный фонд, общественные здания и сооружения, участки зеленых насаждений общего пользования, внутригородские коммуникации и площади, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.
Формирование селитебных зон в городах обусловлено необходимостью создания максимально благоприятных условий для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.
Основными элементами селитебной территории являются:
~ жилые микрорайоны и кварталы;
-обособленные участки учреждений и предприятий обслуживания внемикрорайонного значения;
-территории под зелеными насаждениями общего пользования внемикрорайонного значения;
-улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.
Производственная зона предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений. В составе производственной зоны обычно выделяют подзоны (районы):
промышленные,
научные и научно-производственные,
санитарно-защитные,
коммунально-складские.
Промышленное производство часто создает неблагоприятные санитарно-гигиенические и экологические условия как на самой территории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение предприятий в жилых кварталах или в зонах общественно-деловой застройки.
Даже если отсутствуют отрицательные экологические последствия, размещение крупных промышленных предприятий в жилой застройке часто нецелесообразно, так как для них необходимы слишком большие участки территории. Это заставляет перемещать предприятия в периферийные зоны города. Для крупных городов целесообразно размещение подобных предприятий и экологически опасных производств в особых промышленных зонах.
С целью защиты населения города от производственных выбросов между промышленным районом и жилой застройкой формируется санитарно-защитная зона. При размещении промышленных предприятий важными являются санитарно-гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на размер санитарно-защитных зон, условия формирования промышленных районов и всей структуры города.
Коммунально-складская зона формируется для размещения складских объектов, предприятий по обслуживанию транспортных средств (например, трамвайных депо, троллейбусных и таксомоторных парков, парков уборочных машин); предприятий бытового
обслуживания (например, фабрик-прачечных и фабрик химической чистки),
Ландшафтпо-рекреационная зона - зона с крупными массивами зелени, в которых находятся места массового отдыха населения, курортные территории, водоемы, районы охраняемого ландшафта и т. п.
В зависимости от специфики природных и градостроительных условий ландшафтно-рекреационная зона может формироваться в виде крупных лесопарковых клиньев, входящих в структуру города, широкой полосы зелени вдоль плотно застроенных территорий, внешнего лесопаркового пояса и т. п.
Городская территория включает также прочие земли, где размещаются питомники, отдельные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего транспорта, кладбища, полигоны по обезвреживанию бытовых отходов, земли сельскохозяйственного использования и др.
В чистом ввде перечисленные функциональные зоны, особенно селитебные и производственные, создаются редко. В большинстве городов тип зоны предопределяется преимущественным размещением в ней объектов определенного функционального значения. При формировании этих зон запрещается предусматривать в них объекты, совместное размещение которых не допускается санитарно-гигиеническими, противопожарными и техническими правилами.
При планировании пространственно-территориального развития городов важное значение имеет правильное взаиморазмещение функциональных зон. Например, селитебная зона должна занимать в городе наиболее благоприятные участки - сухие, повышенные, хорошо инсолирумые, приближенные к зеленым массивам и водоемам. По отношению к промышленной зоне селитебные территории следует располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.
Коммунально-складские районы желательно приближать к промышленным районам города, используя неудобные и ограниченно пригодные для строительства земли, а также санитарно-за- щитные зоны промышленных предприятий.
Лавдшафтно-рекреационную зону целесообразно формировать на участках, имеющих естественное озеленение и водоемы, с учетом возможности обеспечения удобными транспортными связями. Особая роль при этом отводится пригородной зоне как территории, предназначенной в значительной мере для отдыха населения.
Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью. Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивая удобные транспортные связи с общегородским центром, жилыми и промышленными районами. Грузовые железнодорожные станции размещают за пределами селитебной территории.
Основными задачами функциональной организации территории города являются согласованное размещение функциональных зон относительно друг друга, создание рациональных связей между ними и рациональная структурная организация каждой зоны.
Правильное функциональное зонирование территорий по сравнению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества. Экономические преимущества заключаются прежде всего в возможности экономии городских территорий, в уменьшении расхода средств на строительство инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий. Социальные преимущества проявляются в улучшении условий проживания населения за счет повышения удобств при пользовании транспортом и объектами культурно-бытового обслуживания, в сохранении благоприятной природной среды и уменьшении техногенной нагрузки на природу.
Градостроительная практика конца XX - начала XXI в. показала, что реальный процесс функционирования и развития городов, особенно крупных и крупнейших, не укладывается в рамки «классического» функционального зонирования.
Во-первых, в настоящее время наблюдается, а в будущем ожидается еще более резкое увеличение занятости населения в сфере управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам. Поэтому становится все труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной зоне города. Она охватывает и промышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города. Жилые кварталы быстро насыщаются сетью учреждений обслуживания; объекты деловой застройки постепенно внедряются в состав жилой застройки.
Во-вторых, догматическое применение функционального зонирования территории города в градостроительной практике в течение нескольких десятилетий породило «спальные» районы и вымирающие к вечеру промышленные зоны.
Жесткий функционализм, явившийся в первой половине XX в. новаторским прорывом к пониманию города как целостной социально-экономической системы, в настоящее время претерпевает явный кризис. Построение функциональной структуры города на основе однозначно фиксированной в пространстве схемы «работа - жилище - отдых» представляется сегодня многим специалистам недопустимым анахронизмом, особенно в крупных и крупнейших городах.
Основная тенденция развития современного градостроительства состоит в отказе от жесткого функционального зонирования территории города и четкого определения границ функциональных зон, переходе к созданию многофункциональных территорий, на которых возможна реализация всех основных функций, присущих городу: жилье, работа, отдых, общественное обслуживание.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства