Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
Здания, до которых определяется расстояние | Расстояние, м, от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей | |||
10 и менее | 11-50 | 51-100 | 101-300 | |
Фасады жилых домов и торцы с окнами | 10 | 15 | 25 | 35 |
Торцы жилых домов без окон | 10 | 10 | 15 | 25 |
Школы и детские учреждения, ПТУ, техникумы (от границы земельного участка) | 25 | 50 | 50 | 50 |
Лечебные учреждения стационарного типа, спортивные сооружения общего пользования (от границы земельного участка) | 25 | 50 | По расчетам | По расчетам |
Одна из важных задач при проектировании современного города - обеспечение удобства и безопасности пешеходного движения. Поэтому в городах стали практиковать выделение бестранспортных зон, отдавая всю площадь улицы под пешеходное движение. На таких улицах организуется торговля, выставки, проведение культурных мероприятий. Выбор места для пешеходных зон представляет непростую задачу. С одной стороны, они должны органично вписываться в архитектурный ансамбль, удовлетворять город в полноценной рекреационной зоне, а с другой стороны, не должны создавать транспортных проблем.
Неотъемлемым элементом транспортной системы является внешний транспорт, обеспечивающий связи города с другими населенными местами и регионами.
По функциональному назначению сооружения и устройства внешнего транспорта подразделяются на следующие;
городского значения, непосредственно связанные с обслуживанием города (вокзалы, пассажирские и грузовые станции, порты, причалы и др.);
технические, частично связанные с обслуживанием города (технические пассажирские станции, тупиковые сортировочные станции, ремонтные базы железнодорожного и водного транспорта и др.);
транзитные, не связанные с обслуживанием города (сортировочные станции транспортных узлов, железнодорожные и автодорожные обходы, водные каналы для отвлечения транзитного движения и т, д.).
Эффективным приемом является создание объединенных устройств разных видов транспорта в виде транспортных узлов города.
Транспортный узел - это комплекс путевых и станционных устройств железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, организуемый в единую систему и выполняющий операции по дальним и местным перевозкам пассажиров и грузов.
В состав транспортного узла входят частично или полностью следующие сооружения и комплексы транспортных устройств:
-узел железнодорожного транспорта или одна железнодорожная линия, промышленные подъездные пути и станции;
узел внешнего автомобильного транспорта или одна автомобильная дорога и обслуживающие сооружения внешнего автомобильного транспорта;
морской порт с подходами к нему, речной порт или отдельные причалы и подходы к ним;
—аэропорты, аэродромы, вертолетные станции, аэровокзалы и другие устройства воздушного транспорта;
-сеть, сооружения и устройства трубопроводного транспорта.
Структура транспортного узла, назначение и мощность транспортных устройств в нем зависят от экономического потенциала города, его величины и географического положения и значения узла в общей сети путей сообщения.
В пределах конкретного города размещение объектов внешнего транспорта производится с учетом большого количества технических, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и экологических требований.
Для автомагистралей и линий железнодорожного транспорта устанавливаются санитарные разрывы, которые определяются минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны. Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.).
В целях повышения эффективности использования территорий и уменьшения неблагоприятного воздействия транспорта на окружающую среду необходимо согласованное развитие устройств внешнего транспорта с планировочной структурой города и его внутригородской транспортной сетью. Эффективно создание транспортных коридоров, где совмещаются путевые и объединенные станционные устройства различных видов транспорта, изолированные от застройки селитебных территорий города.
Создание объединенных устройств различных видов транспорта (например, пассажирских вокзалов железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта; объединенных сортировочных станций; общих грузовых станций, обслуживающих группы промышленных предприятий) позволяет более рационально использовать территорию города, уменьшить неблагоприятное воздействие транспорта на окружающую среду, снизить затраты на строительство и эксплуатацию, создавать больше удобств для населения.
Железнодорожные линии не должны мешать развитию города, а пересечение с улицами и дорогами следует осуществлять в разных уровнях. Пассажирские станции целесообразно создавать проходного типа. Проектирование тупиковых станций может допускаться только в исключительных случаях при специальном технико-экономическом обосновании.
Пассажирские вокзалы железнодорожного, автомобильного, водного транспорта следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.
Остановочные пункты на железных дорогах с пригородным пассажирским движением необходимо размещать вблизи жилых и промышленных районов, мест массового отдыха населения, а также в зонах массовой пересадки на городском транспорте.
Сортировочные станции общей сети железных дорог следует размещать за пределами городов; технические пассажирские станции, парки резервного подвижного состава, грузовые станции и контейнерные площадки - за пределами селитебной территории.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумо- защитных мероприятий ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. При этом не менее 50% площади зоны должно быть озеленено.
Автомобильные дороги общей сети следует проектировать в обход поселений. Со стороны жилой и общественной застройки поселений, садоводческих товариществ следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м, при этом расстояние до жилой застройки должно быть не менее 100 м, а до садово-дачной застройки - соответственно 50 м.
В случае транзитного прохождения автомобильных дорог общей сети по территории поселения необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения пешеходов и местного транспорта, а также по выполнению экологических и санитарно-гигиенических требований к застройке.
Внешние автомобильные дороги необходимо увязывать с системой городской улично-дорожной сети.
В малых и средних городах автовокзалы и автостанции целесообразно размещать в центральных районах или на периферии, если существующие там железнодорожная пассажирская станция или морской (речной) вокзал позволяют организовать объединенный вокзал. В этих городах при размещении в центре города их следует включать в комплексы общественной застройки, посещение которой часто является целью поездки для многих пассажиров.
В крупных и крупнейших городах целесообразно создавать несколько зданий автовокзалов, размещая их на направлениях выхода наибольшего количества маршрутов автобусов пригородных и дальних сообщений, тем самым разгружая центральные районы города от магистрального автобусного движения.
Комплексы грузовых терминалов, включающих склады, грузовые дворы, перегрузочные платформы, открытые стоянки, весовые устройства, маневровые площадки и другие сооружения, целесообразно размещать за пределами селитебной территории города, вблизи крупных промышленных узлов, грузовых железнодорожных станций, портов и пристаней, а также в периферийных неселитебных районах города вблизи выходов внешних автомобильных дорог.
Основным объектом воздушного транспорта в городе являются аэропорты. Они включают комплекс сооружений для обеспечения взлета и посадки самолетов, регулирования и управления полетами, их технического обслуживания на земле, обслуживания пассажиров, приема и отправки багажа, грузов и почты, а также выполнения других видов воздушно-транспортной работы. В соответствии с этим территория аэропорта делится на аэродром, служебно- техническую и пассажирскую зоны.
Аэродромы размещают за пределами селитебной территории и зон массового отдыха на расстоянии, обеспечивающем безопас
но
ность полетов, допустимые уровни авиационного шума и электромагнитных излучений.
Между городом и аэропортом должна быть обеспечена удобная транспортная связь. В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн чел., возможно создание городских аэровокзалов, в которых проводится пред- и послеполетное обслуживание пассажиров. Их размещают в городе, обеспечивая удобную связь с аэропортами, вокзалами других видов транспорта, основными пассажирообразующими районами города.
В горных и других труднодоступных районах используется в основном вертолетный транспорт. Вертолетные станции размещаются в городе в соответствии со схемой возможных трасс вертолетных сообщений. Застройка в районе размещения вертолетной станции должна обеспечивать возможность беспрепятственной посадки и взлета вертолетов. Защитная зона вдоль вертолетной трассы, проходящей над селитебными территориями города по наземной проекции, должна иметь ширину 1,5-2 км.
Схемы морских и речных портов, их планировка зависят от производственной деятельности порта и естественно-топографических условий побережья района. При проектировании портовых сооружений и устройств учитывается судоходная глубина, позволяющая обрабатывать суда различной тоннажности.
Морские и речные порты следует размещать на расстоянии не менее 100 м от жилой застройки. Речные порты должны располагаться по течению реки ниже зон санитарной охраны основных водозаборных сооружений и жилой застройки.
Причалы промышленных предприятий рекомендуется размещать вблизи обслуживаемых предприятий. Пассажирские причалы следует размещать в черте населенного пункта.
Морские и речные вокзалы, расположенные, как правило, вблизи пассажирских причалов, могут занимать различное положение в плане города. В городах, расположенных на берегу моря или судоходной реки, морские и речные вокзалы размещаются в зоне площадей, раскрытых на акваторию, с созданием выразительных архитектурных ансамблей.
Транспортная система города, включающая систему городского и внешнего транспорта, должна быть увязана с транспортной системой более высокого территориального уровня - района, области, экономического района, страны в целом.
- Раздел 1
- Глава 1
- 1.1. Понятие «город»
- 1.2. Классификация городов
- 1.3. Города в системе населенных мест
- 1.4. Градостроительная деятельность
- 1,5. Архитектура и градостроительство
- Глава 2
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- Раздел I. Теория и практика градостроительства
- 2.3. Градостроительное зонирование
- Глава 3
- Климатические факторы.
- Комплексная планировочная оценка территории.
- 3.1. Климатические факторы
- 3.2. Ландшафтно-географические и геологические условия
- 3,3. Санитарно-экологические факторы
- Санитарно-гигиенические и экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Глава 4
- 4.1. Жилая и общественная застройка
- 4.2. Центр города
- 4.3. Производственные зоны
- Производственные зоны города
- 4.4. Система озеленения города
- 4.5. Транспортная инфраструктура города
- Нормируемое расстояние от наземных, наземно-подземных гаражей, открытых стоянок до жилых и общественных объектов
- 4.6. Инженерная подготовка территории и инженерное оборудование
- Глава 5
- 5.2. Особенности реконструкции исторически ценной застройки в городах
- 5.3. Реконструкция жилых территорий города
- 5.4. Реконструкция территорий промышленной застройки города
- 6.2. Документы территориального планирования
- 6.3. Документация по планировке территории
- 6.4. Правила землепользования и застройки в системе градостроительного регулирования
- 6.5. Архитектурно-строительное проектирование
- 6.6. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- 6.7, Зарубежная практика регулирования градостроительной деятельности
- Раздел II
- Глава 7
- 7.2. Основные этапы развития земельных отношений в России
- 7.3. Современные правовые формы землепользования в Российской Федерации
- 7.4. Особенности землепользования в городах
- 8.1. Система государственного управления земельными ресурсами
- 8.2. Содержание землеустройства и землеустроительная документация
- 8,3. Государственный кадастр недвижимости
- 9.2. Земельный участок как объект оценки
- 9.3. Оценка рыночной стоимости земельных участков
- 9.4. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- 9.S. Кадастровая оценка городских земель
- 9.6. Плата за землю в городах
- 9.7. Оценка эффективности
- II. Справочная литература
- III. Монографии, учебная литература, периодические издания
- Раздел II 204
- Глава 7 204
- Малеева Татьяна Владимировна инженерно-экономические основы градостроительства