logo search
ost

Псалтирь Св. Людовика.

Пример использования архитектурных мотивов в живописи. Здесь изображен храм, очень похожий на парижскую часовню Сент-Шапель, строительство которой началось по распоряжению Людовика примерно в тот же период. В стандартную декоративную программу включались ланцетовидные окна, трилистники, квадрифолии и розетки.

Середина 13 в. Каждая миниатюра со сценами Ветхого Завета заключена в сложное архитектурное обрамление в стиле лучистой готики. Подвижные, куртуазно-элегантные фигурки с маленькими изящными головками движутся и жестикулируют то этикетно-условно, то необычайно живо. Среди орнаментальных мотивов привлекают внимание побеги остролистного плюща, которые позже станут очень популярными в декоре миниатюр.

Миниатюра с Валаамовой ослицей. Преобладают синие и красные тона.

Библия королевы Кристины (1220-1230 гг.).

Те же черты, что и Библии Бланки Кастильской. Некая условность, схематизм. Византийская черта.

Библия Кардинала Майценского, сер. 13 в.

Сцена из жизни Давида. Многофигурность, но плоскостность.

Мастер Оноре.

Бревиарий Филиппа Красивого, конец 13 в.

В конце 13 в. искусство книжной миниатюры вступило во Франции в эпоху невиданного дотоле расцвета, что было обусловлено как активной деятельностью Парижского университета, так и щедрым покровительством королей и знати. Париж превратился в главный европейский центр иллюстрации.

От рубежа 13-14 вв. известны имена миниатюристов. Мастер Оноре (умер до 1318 г.) – автор Бревиария Филиппа Красивого, конец 13 в.

Самым значительным миниатюристом той эпохи был мастер Оноре, в 1288-1291 гг. управлявший одной из лучших мастерских.

“Бревиарий Филиппа Красивого”. В иллюстрации, объединившей 2 эпизода из библейской истории Давида, типично французские декоративные мотивы сочетались с чертами византийской повествовательности, из которых особого внимания заслуживает изображение одного и того же персонажа несколько раз. В нижней части этой миниатюры Давид на переднем плане еще только готовит пищу, а Голиаф уже схватился рукой за голову, тогда как Давид на заднем плане поднимает меч, чтобы отсечь голову поверженному противнику. Примечательна здесь и специфическая томная элегантность фигур: плавные линии и вытянутые, гибкие тела вызывают ассоциации с маньеризмом 16 в.

Оноре одним из первых ощутил притягательность светотеневой моделировки, приемы которой пришли из Италии, но сохранил верность декоративным традициям миниатюры 13 в.

Стиль Мастера Оноре принадлежит  парижской традиции:  утонченные тона,  изящные линии, элегантные позы, динамизм и уравновешенность  сцен  - все это напоминает самые выдающиеся  произведения  середины XIII столетия. Но Мастер Оноре был также и  новатором:  он  моделирует  фигуры  и складки одежд с помощью контрастного освещения, стремится изобразить трехмерное пространство  и  выразить  чувства своих героев  ("Голиаф,  раненный   Давидом"). Мастер  Оноре  оказал большое влияние на развитие парижской школы живописи начала XIV в.

Другое его произведение – La somme de Roi – фантастичность в фигурах. Двухъярусная композиция на золотом фоне.

Англия.