1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
К первой половине 12 в. власть королей во Франции усилилась. Друг и советник королей Людовика VI (1108-1137 гг.) и Людовика VII (1137-1180 гг.) сыграл тут решающую роль. Вернул монастырские земли от баронов и принялся за строительство.
Использует достижения романского стиля Иль-де-Франса, где во второй четверти 12 в. зародилась готика. К тому времени Сугерий уже начал работу над новым западным фасадом церкви Сен-Дени. Этот фасад еще не строго готический. Поэтому церковь Сен-Дени следует рассматривать не как совершенно оригинальный первый образец готической архитектуры, а скорее как главный катализатор развития готики, придавший мощный импульс тому движению, которое началось несколькими годами ранее.
Очевидное тому свидетельство – использование нервюрных сводов, которые в будущем станут одной из главных отличительных черт готической архитектуры. Технические и эстетические преимущества этой конструкции свода получили признание уже в первые годы 12 в. в нескольких районах Европы – главным образом в Северной Италии, в Шпайере на Верхнем Рейне, а также в Дареме (Англия), откуда нервюрный свод попал в Нормандию. Архитекторы Иль-де-Франса позаимствовали его у нормандцев и стали применять уже около 1140 г., - например, при строительстве церкви Сент-Этьен в Бове, на границе с Нормандией.
Важно, что еще до реконструкции церкви в Сен-Дени архитекторы Иль-де-Франса экспериментировали с нервюрными сводами хора. Применение нервюрных сводов для перекрытия сложного в плане хора с нишами неправильной формы открывало перед зодчими невиданные возможности в области способов сочленения архитектурных пространств.
Сен-Дени было важным для поддержания традиции королевской власти – тут в 754 г. короновался Карл Великий как король франков, а потом короновался Карл Лысый. Помимо франкских королей и Меровингов тут была гробница св. Деонисия (Дени), покровителя Франции. В Средние века этого легендарного первого епископа Парижа путали с Дионисием Ареопагитом, учеником апостола Павла, которому приписывались чрезвычайно важные в христианской традиции сочинения Псевдо-Дионисия (созданные, вероятно, в Сирии ок. 500 г.). В этих влиятельных трудах получила развития теория небесных иерархий. Для сторонников этой теории восстановление монархической власти было не самоцелью, а частью божественного плана Спасения, важное место в котором отводилось французским королям. Связь настолько сильна, что Людовик VII собственноручно перенес мощи святого Дионисия из старой крипты в место, отведенное для них на верхнем ярусе хора.
В архитектуре этой церкви нашли отражение две идеологические стратегии, осуществлявшиеся в целях укрепления королевской власти в 12 в.
Первая заключалась в возрождении старинных традиций, благодаря чему французские короли могли утвердиться в качестве прямых потомков законной королевской династии.
Вторая заключалась в пропаганде новых идей, направленной на искоренение памяти о событиях недавнего прошлого.
Иными словами, новое (как в политике, так и в архитектуре) рассматривалось как средство оценить по достоинству и возродить старое. Готическая архитектура, в том виде, в каком она зародилась в аббатстве Сен-Дени, была призвана выразить эту идею наглядно и осязаемо.
Сугерий не стал перестраивать всю церковь сразу. Сначала он взялся за обновление вестверка. Хотя в 18-19 вв. Эта часть здания сильно пострадала (северную башню пришлось снести после неудачной попытки реконструкции), в ее очертаниях до сих пор чувствуется дух того начинания, которое было предпринято в 30-х гг. 12 в.
В плане восьмерик имеет глубину в два пролета и ширину – в три пролета. Три новых портала облегчили прихожанам доступ в старую церковь, а вдобавок замаскировали несколько капелл, расположенных на верхних ярусах, внешние стены которых прежде слишком выступали за плоскость стены.
Этот обновленный фасад, нартекс которого оснащен пучками толстых колонн и сводом нового типа с перекрещивающимися нервюрами, создает при взгляде снаружи отчетливое впечатление, что архитектурная конструкция его для человека тех времен обладала значимой символикой.
Благодаря венчающим фасад зубчатым стенам, ритм и пластика которых подчеркиваются мощными контрфорсами, все здание выглядит словно триумфальные ворота или неприступный замок. В нем отразилось как светское могущество настоятеля Сен-Дени, так и торжество набирающей силу монархии.
А богатый скульптурный декор порталов, бронзовые ворота, сохраненные по распоряжению Сугерия от старого здания, пояснительные надписи и постоянно повторяющийся на стене фасада мотив цифры три превращают этот вестверк в символическое преддверие Небесного Иерусалима.
Еще до завершения западного фасада, в 1140 г., Сугерий приступил к реставрации хора церкви. Завершены эти работы были в очень короткий срок – уже к 1144 г. Новый хор несет не столь очевидную символическую нагрузку, как фасад, но архитектурные качества его несравненно выше. Если новая крипта и деамбулаторий, внутри которого сохранилась крипта старого здания, все еще выполнены в романском стиле и имеют довольно простые формы, то возвышающийся над ними новый хор отличается настолько тонкой филигранной работой, что в 1231 г. Верхний ярус его пришлось перестроить, чтобы он не обрушился.
В деамбулатории с изящными колоннами, на которых покоятся массивные своды, плоскости стен почти неразличимы. По контрасту область, в которой расположены доходящие почти до пола окна, просторна и залита светом.
Вместо принятого ранее простого обхода в новой церкви Сен-Дени использован деамбулаторий с двойной аркадой, отделенный от боковых нефов элегантными монолитными колоннами, которые принимают на себя тяжесть нервюрных сводов с таким изяществом, словно те вовсе не имеют веса. Своды внешней аркады объединены со сводами капелл, в результате чего создается единое, нерасчлененное пространство.
Элементы, использованные при строительстве хора церкви Сен-Дени, - такие, как бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, - не новы. Но что поистине поражает новизной, так это их сочетание. Сугерий и работавший с ним неизвестный архитектор создали из этих элементов великолепный санктуарий, ставший достойным венцом всего поразительного по своей красоте строения.
Хор обновленной церкви равно потрясал воображение и простого, необразованного прихожанина, и аббата, способного дать этому санктуарию утонченную аллегорическую интерпретацию.
Тот факт, что для возведения нового хора (примыкавшего к старому центральному нефу, который был сохранен в неприкосновенности, ибо, согласно преданию, был освящен самим Христом) аббат Сугерий намеревался привезти из Рима античные колонны, позволяет нам увидеть истоки готической архитектуры – стиля, который, по общему мнению, является новаторским и неклассическим, - в новом свете, а именно как попытку возрождения старинных традиций.
В то же время новый хор и фасад придавали историческому нефу современное значение. В соответствии с политической стратегией старое и новое укрепляли и поддерживали друг друга.
План реконструкции Сен-Дени был создан Сугерием с опорой на классические теории риторики. Соединение разных по характеру конструктивных частей здания – принцип разнообразия, то, что крипта и распложенный над ней хор выполнены в разных стилях, возможно, следствие принципа о том, что различным сюжетам речи оратора должны соответствовать различные стили.
Это не просто усовершенствованный романский стиль, а попытка создать нечто новое на основе критического переосмысления старого. Предпосылки для возникновения стиля – архитектурные новшества 30-х гг. 12 в.
Сен-Жермен-де-Пре в Париже.
Приблизительно в то же время бенедиктинцы из аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже приступили к реконструкции своей церкви. Они сохранили центральный неф 11 в., а также старую западную башню, которую, впрочем, украсили более современным скульптурным порталом. Здесь, как и в Сен-Дени, полностью перестроен только хор, капеллы которого стали располагаться венцом; в 1163 г. этот хор был освящен папой Александром III.
Внутри апсиды и в остальном пространстве хора вместо обычных изящных монолитных колонны были установлены более мощные опорные столбы с высокими капителями. Обладавшие классическими пропорциями, эти колонны выполняли не только прикладные, но и эстетические функции. Благодаря им удалось сгладить неприятное противоречие между прямыми боковыми стенами и округлой апсидой хора.
Кроме того, полученное стилистическое единство хора было подкреплено единообразными пучками высоких пилястров, протянувшихся вдоль колонн до самого свода. Эта цельность композиции отвлекала посетителей церкви от того факта, что внешние пилястры апсиды и боковых стен хора поддерживали различные по форме арки и нервюры, зритель замечал только гармонию и структурную логику хора, которые в то же время эффектно контрастировали с крышей нефа – все еще плоской.
По вертикальному разрезу интерьера Сен-Жермен-де-Пре хор делится на три яруса: в отличие от двухъярусного центрального нефа он снабжен дополнительным этажом – трифорием. Арки трифория были освящены в 13 в., когда верхние окна центрального нефа удлинили, чтобы улучшить освещенность интерьера. Следы этой реконструкции до сих пор заметны с наружной стороны здания: крыша над боковым нефом стала более плоской по сравнению с первоначальной, из-за чего старые, короткие колонны, обрамляющие окна, обрываются примерно на середине стены. Аркбутаны же остались нетронутыми, благодаря чему церковь Сен-Жермен-де-Пре ныне является обладательницей самых старинных готических аркбутанов, сохранившихся до наших дней.
Интерьер здания также свидетельствует о том, насколько мастерски умел зодчий подчеркнуть относительное значение различных элементов церкви. Если стены бокового нефа в основном гладкие и оснащены лишь окнами в круглых арках, то окна капелл и верхнего яруса центрального нефа обрамлены стрельчатыми арками, которые в центральном нефе выглядят еще рельефнее благодаря пилястрам и декоративным архивольтам. Коме того, заметна градация в масштабах различных частей здания. Таким образом, не только в Сен-Дени, но и в Париже зодчие могли брать в расчет риторическую теорию. Подражание Сен-Дени.
В то время монастырь Сен-Жермен-де-Пре соперничал с Сен-Дени, также пытаясь вернуть себе роль традиционного места погребения королей; именно поэтому были обновлены мемориал и надгробия похороненных здесь королей из династии Меровингов.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).