Бамберг.
Бамбергский собор был одним из важнейших соборостроительных проектов в Германии начала 13 в. Работы над его богатым скульптурным декором начались, по-видимому, в 20-е годы и были практически завершены к моменту второго освящения собора в 1237 г.
Если композиция на тимпане “Портала Милосердия” все еще составлена в позднероманской традиции, с политической программой, то тимпан “Княжеского портала” уже носит совершенно иной характер. В отличие от тимпана со сценой “Страшного Суда” в Реймсе, где повествование распределено между несколькими регистрами, здесь все события Страшного Суда совмещены на одном уровне, непосредственно над перемычкой, которая настолько широка, что тимпан походит на театральную сцену. В центре тимпана восседающий на колонне Христос демонстрирует свои раны; справа от него ангелы держат орудия Страстей Господних.
Дева Мария и апостол Иоанн в роли заступников человечества с мольбой касаются ног Христа. Между ними встают из могил два обнаженных смеющихся праведника. По бокам в необычайно живой манере изображены группы праведников и грешников. Улыбающегося короля и его супругу ведет за собой ангел; по другую сторону демон с ослиными ушами и крыльями на голенях тащит на цепи скованных грешников, чьи лица искажены горем. Первым в веренице грешников ступает король, за ним – папа, епископ, скупец с туго набитым кошельком и юноша. Эти фигуры наделены столь явственными индивидуальными чертами, что может показаться, будто мастер взял их с натуры. Подобная передача чувств через мимику прежде не встречалась в немецкой скульптуре.
В дополнение к сцене “Страшного Суда” по бокам портала были установлены две статуи: Церковь со стороны праведников и Синагога со стороны грешников. В настоящее время эти фигуры перенесены в интерьер собора. Формы их раскрывают символический смысл этих персонажей как олицетворений Нового и Ветхого Завета, победоносного христианства и поверженного иудаизма. Увенчанная короной Церковь – суровая, холодная и властная – стоит во фронтальной, почти неподвижной позе.
Синагога же изображена в совершенно иной манере, необыкновенно чувственно. Повязка на ее глазах – символ духовной слепоты. В правой руке Синагога еще держит сломанное копье, но скрижали Завета уже выпадают из ее левой руки. Ее платье, подпоясанное на бедрах, почти прозрачно, как влажный шелк. Поза этой аллегорической женской фигуры вполне соответствует роли, которую приписывала Синагоге теология той эпохи, - роли “первой невесты Бога”, которая, “изменив ему и опустившись до положения блудницы, все же вернется к нему в конце времен” (по выражению искусствоведа Хельги Скиурье).
Еще заметнее это становится если рассматривать фигуру с тыльной стороны (бамбергская Синагога относится к типу круглой скульптуры и, возможно, является первой статуей такого рода в постантичную эпоху). Здесь скульптор продемонстрировал соблазнительные очертания ее тела во всей красе. Со спины кажется, что Синагога одета в платье без рукавов; ткань еще плотнее облегает тело, чем спереди. Однако горделивая посадка ее головы свидетельствует о том, что Синагога выступает весьма достойной противницей Церкви.
Еще одна скульптурная группа, состоящая из женских фигур – “Мария и Елизавета”. Она помещена в восточной части хора, посвященной святому Георгию. Стилистически тесно связанная с реймсской группой “Посещение Марии Елизаветой”, эта композиция сама по себе является высочайшим образцом средневековых аллюзий на античные формы в монументальной скульптуре. Действительно, эти две бамбергские статуи испытали мощное влияние античного репертуара форм. Перенос веса тела на одну ногу уравновешивается сдвигом в противоположную сторону верхней части туловища и легким поворотом головы. Плащи струятся каскадами многочисленных складок; несколько слоев драпировки глубоко разрезаны над ногой, свободно отставленной в сторону, а ткань присобрана под левую руку и пышными круговыми складками нависает над опорной ногой. Как и в случае с реймскими скульптурами, в Бамберге невольно поражаешься тому, до какой степени моделировка этих статуй близка к античным образцам: иногда имеет место прямое “цитирование”.
Женщины из сцены “Посещения” смотрят друг на друга, повернув головы. Обе изображены беременными: Мария носит под сердцем Иисуса, Елизавета – Иоанна, которому предстоит крестить Иисуса. Этот эпизод относится к эпохе правления римского императора Августа. С учетом данного исторического контекста, Хельга Скиурье предлагает убедительное объяснение античного антуража: классические облики, в которых предстают Мария и Елизавета, помогают идентифицировать их как персонажей периода зарождения христианства.
Такая гипотеза, обосновывающая попутно и новый тип иконографии в Реймсе, кажется весьма убедительной в отношении Бамберга еще и потому, что бамбергский князь и епископ Экберт фон Андекс-Мераниен, по инициативе которого началось строительство нового собора, был одним из ближайших сподвижников императора Фридриха II (1220-1250).
Сам император в 1225 г., приобретя лен в Бамберге, выделил на возведение нового здания огромную сумму. Зная, что апулийский двор императора из политических соображений поощряет интерес к античности и что Фридрих поставил целью возродить золотой век Августа, епископ Эгберт распорядился провести скульптурную параллель между новозаветными персонажами и античным миром. Вкупе с разнообразными стилистическими “цитатами”, обнаруживающимися в архитектуре собора, эти статуи служат задаче возрождения славного прошлого ради престижа империи Гогенштауфенов.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).