logo
ost

Магдебург.

В 40-е гг. 13 в. в Магдебурге действовала мастерская с разнообразными стилистическими методами. Видно из сравнения “Магдебургского всадника”, стоявшего на площади Старого Рынка (сейчас там копия, оригинал в музее) и статуй “Мудрых и неразумных дев” на портале собора.

Магдерубгский всадник” – бронзовый. Всадник сидит верхом на коне, твердо упираясь ногами в стремена. В левой руке сжимал утраченные поводья. Губы приоткрыты как перед речью (символизирует союз). Голову с длинными вьющимися волосами венчает корона. Безбородое лицо – молодой. На плече накинут дорожный плащ. Стоял на тонкой колонке под балдахином между фланкирующими его изваяниями двух женщин, державших щит и копье (или знамя).

Вероятно, изображает прибытие и встречу правителя, которого встречали под балдахином.

В статуе есть определенное влияние “Бамбергского всадника”. Оригинальный подход к трактовке образа – подчеркнутый контраст между крупными, тяжелыми, скругленными складками плаща и грузной фигурой коня, с одной стороны, и тонко проработанными линиями изящной прически всадника – с другой.

Мудрые и неразумные девы” представляют собой ансамбль из 10 статуй, по 5 в каждой группе. Оживленные позы и развевающиеся складки одежд – сложно было понять, где они сперва размещались. Скорее всего, помещались в небольших глухих арках аркады, проходящей в верхней части алтарной преграды. Это соответствовало бы их характеру свободностоящих фигур. Вероятно, стояли вдоль гладкой поверхности по обе стороны восседающих в центре на тронах Христа и Богоматери. “Мудрые девы” помещались справа от Христа, “неразумные” слева. Две из 10 статуй по сей день стоят на первоначальных постаментах с растительным орнаментом (у остальных опоры заменены новыми).

У всех фигур одна нога немного выдвинута вперед. Одеты по моде времени. Эти евангельские девы представлены как неидеализированные девушки 13 в. Подпоясанные на талии платья ниспадают глубоко прорезанными складками. Мудрые девы в плащах держат в руках светильники, на лицах радость – допущены в Рай. Неразумные в страхе, руке опущены сжимая незажженные светильники. Были раскрашены – правдоподобие.

Иконографически связаны с темой Страшного Суда. Главная заслуга скульптора – передача простых человеческих чувств путем моделировки черт лица. Размашистые жесты. Важны – освободились от монолитности “архитектурной” скульптуры и от жесткой ориентации на вертикальную ось. Простая фронтальная точка обзора уступила место трехмерному восприятию.

Майнц.

Гробница архиепископа Зигфрида III фон Эпштейна в Майнце.

Архиепископ Майнца Зигфрид изображен на надгробной плите не только живым, но и в действии. Композиция скульптурной группы на этом надгробии также внутренне противоречива. Голова архиепископа покоится на подушке, а ноги опираются на спины двух животных – дракона и льва, прогнувшиеся под его тяжестью. Архиепископ не одинок: его фланкируют 2 фигуры меньшего размера, на головы которых он возлагает короны. Каждый из этих персонажей держит в руках меч, перевитый лентой – символ светского правосудия – и жезл, увенчанный лилией, который означает, что перед нами принцы, носящие корону по праву, засвидетельствованному церковью.

Заявление о политическом праве архиепископа Майнца короновать германских королей. В то же время фиксирует этап самой яростной борьбы императоров и Церкви – середину 13 в.

Гробница архиепископа Уриэля фон Геммингена.

Верхний и Средний Рейн остались центрами деятельности выдающихся скульпторов не только в 13 в., но и значительно позже. Мемориальная пластика – гробница архиепископа Уриэля, умершего в 1514 г. Также хранится в соборе. Создателем надгробия считают Ганса Баккоффена (ок. 1460/1470-1519 гг.), а следовательно, оно должно быть выполнено между 1514 и 1519 гг.

У подножия креста, вокруг которого парят ангелы, стоят в епископском облачении два главных святых майнцской епархии – св. Бонифаций и св. Мартин. Между ними, над черепом (символом Голгофы), помещена коленопреклоненная фигура архиепископа, который благоговейно взирает на распятого Христа. В настоящее время этот надгробный памятник находится не на своем первоначальном месте. Более того, в скульптурном ансамбле недостает нескольких второстепенных фигур, голова Геммингена подверглась реставрации, а маленького мальчика, выглядывающего из-за его спины, в этой группе прежде не было.