logo
ost

Собор Винчестера.

Центральный неф.

Реконструкция центрального нефа началась ок. 1360 г. с западного фасада. Плоский фасад. Боковые нефы отделены резко выступающими вперед контрфорсами и пинаклями. Вся стена и окно между ними – панели. Оформление портала – тюдоровская арка. Это 4-центровая арка, типичная для “перпендикулярного стиля”, восходит к килевидной арке “украшенного” стиля.

1366-1394 гг. – остановка работ. Новая – мастер Уильям Уинфорд. Деньги – не снес романский неф, художественно переоформил структуру старого здания. Опорные столбы и аркады достигли гигантских размеров. Парапет над аркадой не позволяет заметить, насколько далеко вглубь отодвинута стена. Характерная черта центрального нефа – объемные ступенчатые профили. Вершины сводов подняты на большую высоту, но пяты расположились довольно низко, благодаря чему давление свода передается на толстую романскую стену.

Ретрохор.

Часовня для поминовения всех членов рода – фамильный некрополь и вместилище семейного алтаря. На континенте они обычно помещались в боковых нефах больших храмов. В Англии со второй половины 14 в. – отдельные маленькие “каменные клетки”, размещавшиеся в центральных областях храма. Чтобы поближе к главному алтарю. Из панелей “перпендикулярного” стиля.

Структура – на основе гробниц с пышными балдахинами, которые с середины 13 в. сооружали для особо выдающихся покойников. Вершина – мемориал Эдуарда II, построен ок. 1330-1335 гг., в северной части хора собора в Глостере. “Украшенный” стиль. Внутри сложного архитектурного сооружения типа многослойного балдахина, состоящего из килевидных арок, контрфорсов, щипцовых аркад и пинаклей, украшенных краббами.

В соборе Винчестера на основе формы пышной гробницы – тип заупокойной часовни. Первый шаг на пути к преобразованию – заказчики реконструкции центрального нефа, епископы Эдингтон и Уайкхэм. Особая заслуга в формировании нового жанра – Уайкхэм – повелел поместить свою гробницу под одной из южных аркад и воздвигнуть над ней капеллу из кованого железа, которая перегородила целый арочный проем. В капеллу вела небольшая дверца, а внутри разместились алтарь и заалтарный образ. Сквозь просветы в ажурных панелях можно разглядеть статую лежащего епископа. У ног изваяния – миниатюрные резные фигурки монахов, молящихся за спасение его души.

Епископ Винчестерский Бофор, став кардиналом, пожелал превзойти. Он оставил в завещании крупную сумму на реконструкцию главного алтаря и реликвария св. Суитина. В 1476 г. раку с мощами святого перенесли в раннеготический ретрохор. К югу от нее, в месте, которое Бофор выделил заранее, возвели заупокойную часовню с исключительно эффектным балдахином сложной конструкции. В боковых стенах часовни посередине оставлены большие проемы, благодаря чему надгробная статуя епископа в кардинальском облачении выставлена на всеобщее обозрение. Преемник Бофора, епископ Уэйнфлет, не пожелал уступить ему первенство и занял место к северу от раки, в столь же великолепной часовне.

Ретрохор, англ. retro-choir (задний хор). Обход позади главного алтаря крупных английских готических церквей

Затем – отход от соборов. Более мелкие формы храмового зодчества – часовни и приходские церкви. Генрих VI в 1446 г. заложил часовню Королевского колледжа в Кембридже, Эдуард IV заказал часовню Сент-Джордж в Виндзорском замке, по распоряжению Генриха VII в 1502-1509 гг. была реконструирована ныне носящая его имя капелла Богоматери в восточной части главной церкви Вестминстерского аббатства. Королевские усыпальницы – не уступают по масштабам собору.