logo
ost

Собор в Уэлсе.

Запад Англии – иное развитие архитектуры. Нет пышного декора с мраморными пилястрами, но проекты особо изящны с тонкой нюансировкой деталей.

Строительство собора в Уэлсе началось около 1180 г. Освящен в 1239 г. Четко очерченные, но изящные контуры арок и опор особенно выделяются на фоне простых, гладких стен. Единообразные опорные столбы в центральном нефе плотно окружены тонкими пилястрами, сгруппированными по 3 в пучке; на каждый такой пучок опирается один из слоев ступенчатой в профиле аркадной арки.

Ярусы четко отделены друг от друга горизонтальными поясками. Средний ярус далеко не столь глубок, как в более ранних образцах английской готики, и единообразная последовательность узких арок свидетельствует о том, что эта галерея создана по модели французского трифория.

Верхние окна центрального нефа расположены необычно высоко и смещены по горизонтали относительно арок нижнего и среднего ярусов. Круто уходящий вверх нервюрный свод покоится на невысоких опорах, практически не нарушающих горизонтального членения стены. Разнообразие решений. Пышный декор капителей с “жестким” лиственным орнаментом, включающим всевозможные фигурки людей и животных.

Английская готика пошла особым путем и в разработке западных фасадов. Столь распространенные в архитектуре Франции фасады, увенчанные двумя башнями, в Англии встречаются довольно редко. Значительно чаще строители английских соборов и монастырских церквей довольствовались простым плоским фасадом либо боролись за выразительность так называемых растянутых фасадов.

Такой фасад связан с расположенным за ним входом в центральный неф лишь условно. Он тянется вдоль всей западной оконечности здания, а башни либо пристроены по бокам, либо установлены над нефами за плоскостью фасада, как бы отступая вглубь.

Западные фасады не играли большой роли и не украшались. Главным обычно бывал боковой вход, чаще северный. Северный порталы по традиции оснащались богато украшенными навесами.

Самый впечатляющий из английских растянутых фасадов – западный фасад собора в Уэлсе. К моменту освящения не завершен. Башни – по бокам от центрального нефа, резко выступающие вперед контрфорсы создают ритмичное вертикальное членение стены фасада. По горизонтали тянутся в несколько рядов глухие аркады. Примечательно: обильный скульптурный декор. Пазухи арок украшены рельефами, контрфорсы – статуями святых в натуральную величину, и над всем сооружением доминирует статуя Христа, вершащего Страшный Суд. Священная история вплоть до Судного Дня. По праздникам западный фасад собора использовался в литургических целях. В замаскированных стенных коридорах размещались певцы и музыканты, и весь фасад превращался в пронизанный божественной музыкой образ Небесного Иерусалима.