Берзе-ла-Виль.
Маэста из Берзе-ла-Виль значительно отличается от двух уже рассмотренных образцов. В отличие от суровых и жестких форм, которые мы находим в Тауле, для фрески в Берзе-ла-Виль характерны мягкие, текучие линии и великолепное владение цветом.
Помимо другой иконографической разбивки, весьма вероятно, что художник, работавший в бургундской, “дочерней” по отношению к Клюни церкви, оглядывался на византийские образцы, хотя истолковал их на собственный лад. По-видимому, он изучал византийский стиль, особенно обращая внимание на присущие ему тонкости – на деликатную передачу объема и разнообразие композиционных решений. Это особенно чувствуется в том, как художник изобразил одежду, тяжелые складки которой струятся вдоль различных частей тел, складываясь в узор из удлиненных и изящных линий, образуя мягкие уплощения вокруг бедер, коленей и локтей. Такая трактовка одежды заметна не только в фигуре Христа, но и в фигурах апостолов по сторонам. Можно заключить, что фрески на боковых стенах алтарной части были выполнены тем же художником, хотя фигуры эти выглядят более скованными и неуклюжими (например, в сцене мученичества св. Лаврентия). Однако они обнаруживают ту же характерную трактовку складок одежды.
Подчеркивание очертаний тела с помощью драпировок не было новшеством: этот прием уже использовался в Маэсте в Сант-Анджело-ин-Формис. Как упоминалось, византийский живописец, работавший в монастыре Монте-Кассино, отчасти обращался за вдохновением к стилю и содержанию римских росписей, а может быть, и каролингских манускриптов. Поэтому можно предположить, что и художник из Берзе-ла-Виль пользовался теми же или сходными источниками.
Композиция Христос во славе – рука Господа простирается вправо из мандорлы, чтобы вручить св. Петру свиток с законами. Св. Петр показан в сопровождении пятерых других апостолов и, подобно им, стоит со смиренно склоненной головой. Апостолы толпятся, выстроившись в согласии с типично византийским добавочным принципом, в сферической пазухе свода, которая тянется между изгибом мандорлы и внешним краем апсиды.
В художественном отношении это весьма продуманная композиция, так как пространство, заключенное внутри мандорлы, доминирует над апсидой и отгораживает сферы апостолов – по крайней мере, для глаза зрителя: двигаясь к алтарю вдоль центральной оси нефа, человек видит только Христа во славе – воплощение божественного космоса. Фигуры апостолов, почти устраненные – по крайней мере, с точки зрения перспективы, - сферической архитектурной апсиды, благодаря оптическому искажению превращаются в неправильную линию цветовых пятен.
Однако, войдя под круглый свод апсиды и встав сбоку, апостолов можно разглядеть в их истинных пропорциях, тогда как мандорла при таком угле обзора как будто сжимается: космос Господа вездесущ, даже если он невидим из нашего человеческого мира.
Сочетания изображений Христа во славе с групповыми композициями принимают разные формы. Образцы в Берзе-ла-Виль и в Зосте, безусловно, стоят особняком. Типично и широко распространена византийская система, с которой мы знакомы по церкви Сант-Анджело-ин-Формис. В видоизмененном обличьи она появляется в роспсях апсиды в Чефалу (1148), в верхней церкви Шварц-Райндорфа (ок. 1180), в церкви Санкт Гереон в Кельне, в райхенауской церкви Санкт Петер унд Санкт Пауль в Нидерцелле (ок. 1120). Однако маловероятно, чтобы все вышеперечисленные образцы представляли собой подлинные групповые композиции. Хотя фигуры и выстроены в согласии с добавочным принципом, они в то же время изображены в строгой изоляции. Это ощущение обособленности только усиливается благодаря архитектуре окон, а иногда – как в случае Райхенау – и нарисованным аркадам. Возможно, эту проблему можно решить, если учитывать точку обзора, доступную зрителям, т. е. верующим. Стоя внутри круга алтарной апсиды, в силу архитектурного замысла прихожанин оказывался в окружении апостолов, ангелов или других библейских фигур. Тогда, прибегая к помощи нарисованных арок, как в Нидерцелле, или разделительных окон, как в церкви Санкт Гереон в Кельне, эти фигуры можно воспринимать как группу.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).