logo
ost

Собор в Или.

1321 г. – проект реконструкции капеллы Богоматери, расположенной в северной части хора. 1322 г. – обрушилась башня над средокрестием, повредив опорные столбы средокрестия и примыкающие к нему пролеты => более масштабный проект реконструкции. “Украшенный” стиль.

Октогон.

Ризничий Алан из Уолсингема – организатор – идея не восстанавливать средокрестие в прежнем виде, а расширить до восьмиугольника. В центральную часть собора, где когда-то располагались сидения для монахов, свет проникает через большие окна. Свод, возвышающийся над этими окнами, имеет купол диаметром 22 м. Раскинулся над сложной деревянной конструкцией. Тьерсероны, поднимающиеся от углов средокрестия, поддерживают 8-гранную башню-латерну с широкими проемами окон; стены башни наклонены под углом 45. Деревянный свод, за которым скрыты контрфорсы, был расписан под камень. Причудливый силуэт восьмиугольника и латерны с контрфорсами и пинаклями возвышается над окрестной равниной.

Реконструкция пролетов, примыкающих к хору, завершилась в 1336-1337 гг. Главное – декорация.

Капелла Богоматери.

Еще пышнее украшена часовня Богоматери. Работы здесь начались позднее всего, в 1345 г., освящена в 1353 г. Простая “коробкообразная” форма, но по сложности внутренней структуры превосходит остальные части собора. В интерьере гармонично взаимосвязаны архитектурные формы, орнамент, скульптурный декор и некогда бывшая роспись. Все поверхности изысканно декорированы. Лейтмотив – щипцовая аркада с объемными, изгибающимися наружу (“кивающими”) килевидными арками. Богатый пластический декор изображал эпизоды из жития Девы Марии. Некогда все сверкало позолотой и яркими красками.