logo
ost

Собор Св. Вита в Праге.

1355 г. – Карл IV – статус столичного города. Старая связь с немецкими землями. 1344 г. – самостоятельное архиепископство – заложен собор Св. Вита. Связь Карла с Францией – архитектор Матьё из Арраса. Разработал план хора, возвел часть деамбулатория и венец капелл. 1352 – умер – Петр Парлерж – новаторство.

Особенность плана, своды не приведены в соответствие с границами пролетов – за счет отказа от продольного ребра и путем удвоения числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбов, ромбоидов и треугольников. Взгляд от стене к стене – по зигзагообразной траектории. Отход от традиционной единообразной последовательности пролетов. В разрезе свод имеет округлые очертания и необычно заостренную вершину: цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр.

Профиль апсиды – кельнская модель, но упрощен: апсида охватывает не 7, а 5 сторон десятиугольника. Композиция – тоже большая отчетливость и ясность – выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в Реймсе. Господствующая роль в композиции – вертикальные элементы. Новаторский мотив во внешнем оформлении восточной части собора: пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами деамбулатория, прорывают карниз насквозь: фиалы их оказываются на поверхности карниза. Очень утонченный прием.

Еще более радикальное новшество – конструкция портика перед южным порталом (1367-68 гг.). Аркада портала образована богато профилированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения. Но эта аркада частично скрыта за отделенными от свода нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны портала. Поскольку эта колонна выступает вперед, створки дверей располагаются под углом к стене.

Трифорий и верхний ярус центрального нефа воздвигнуты между 1374 и 1385 гг. Трифорий огражден парапетом с ажурным орнаментом, структура которого необычно “расплывчата” (как в ажурном декоре на окнах часовни замка в Марбурге). Передний слой трифория, образованный поднимающимися снизу, из области аркады, служебными колонками, связан с плоскостью стены верхнего яруса посредством маленьких застекленных арок => образуются расположенные под углом к плоскости стены маленькие окошки (окна внутри окон). Эти окошки украшены внутри трилистниками и увенчаны фиалами и краббами.

Галерея бюстов, размещенная в трифории собора. И идеализированные, и реалистичные портреты. Император и его семья, архиепископы и даже архитекторы Матьё из Арраса и Петр Парлерж.