logo
ost

Нотр-Дам в Санлисе.

В начале 50-х гг. 12 в., вскоре после создания нового хора в Сен-Дени, началось строительство небольшого собора Нотр-Дам в Санлисе, также к северу от Парижа. Стиль его несет на себе отчетливые следы влияния тех новшеств, которые были использованы в Сен-Дени. И хотя интерьер этого собора, несколько раз перестраивавшегося после пожаров, в конце концов приобрел черты, характерные для поздней готики, все же в первозданном виде сохранились обход и хор с монолитными колоннами и венцом капелл.

На плане явственно видны признаки нового стиля, начавшего формироваться под воздействием церкви Сен-Дени, хотя капеллы здесь отделены от сводов деамбулатория.

Несмотря на то, что собор в Санлисе возводился не по частям, а в один этап, его создатели не пожелали сделать фасад более современны в соответствии со стилем хора. Они предпочли просто скопировать западный фасад церкви Сен-Дени. В результате вестверк собора в Санлисе также имеет два пролета в глубину – как если бы его нужно было соединить с центральным нефом более старой конструкции.

Иными словами, собор в Санлисе, будучи совершенно новым сооружением, тем не менее механически повторяет некоторые приемы совмещения различных стилей, использованные в Сен-Дени, где это оправдывалось историческими изменениями в проекте здания.

Собор Богоматери в Лиссабоне.

Собор Се? Был начат строительством в 1164 г. мастерами Робером и Бернаром. Его квадратные башни покрыты плоской кровлей и увенчаны зубцами. Вероятно таким же было до перестроек завершение кровли самого собора. Трехнефный план здания отличается большой сложностью и динамичностью. Нартекс, венец капелл, две башни и окно-роза на главном фасаде, сближают лиссабонский собор с каноническим типом паломнической церкви (Сен Сернен в Тулузе и др.). Благодаря увеличению числа травей до 6 и сильно выделенному алтарю в построении плана отчетливо воспринимается продольная направленность.

Собор Богоматери в Эворе (1184-1204 гг.).

Собор Се? Последний из романских соборов. Представляет собой трехнефную базилику с двумя башнями на западном фасаде, нартексом и фонарем над средокрестием. Вытянутые пропорции плана (собор имеет 7 травей) наряду с сильно развитой алтарной частью определяют динамичность интерьера, имеющего четко выраженную продольную направленность. Ей вторят стрельчатые очертания арок главного и боковых нефов и приставленные к столбам пучки колонн, которые зрительно расчленяют столб и сообщают движение его формам.

Легкость и динамичность интерьера обнаруживают значительный контраст с внешним обликом собора, с традицонными для португальской романики плоскими террасными крышами, мощными выступами трансепта, слабой расчлененностью фасадных плоскостей, т. е. теми чертами, которые роднят это переходное к готике сооружение с более ранними постройками романского периода.