Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
Иконография капеллы имеет поразительное сходство с расписанным в те же годы собором Мирожского монастыря в Пскове. Гарвардские византисты предполагают общий источник иконографической программы, наверняка являющийся византийским. В искусствоведческой литературе обращается внимание на то, что образы расходились веером вокруг несохранившегося балкона монарха, напоминая средневековый кинематограф.
Мозаики купола
Христос Пантократор в кругу архангелов и ангелов.
Мозаики купола были выполнены приглашёнными греческими мастерами в царствование Рожера II и являются самыми древними в капелле. В центре купола изображён Христос Пантократор, правой рукой благословляющий молящихся, а в левой руке держащий закрытое Евангелие. Нимб вокруг головы Христа выполнен в форме греческого креста, одежды напоминают парадные одеяния византийских императоров. Христос помещён в центр круга из четырёх архангелов (Михаил, Уриил, Гавриил и Рафаил) и восьми ангелов. Архангелы изображены в царских одеяниях, со скипетром в правой руке и державой в левой. Ангелы представлены молящимися, с благоговейно сложенными руками. Сияние и великолепие небесной славы ещё более усиливается светом из восьми окон, пробитых у ног ангелов.
Нижняя часть купола.
На следующем уровне мозаичисты изобразили четырёх пророков, предвозвестивших пришествие Спасителя, а именно Иоанна Крестителя, Соломона, Захарию и Давида, над головами которых помещены малые изображения ещё восьми пророков. Все пророки держат в руках свитки с греческими цитатами, указывающими на грядущего Христа. В угловых нишах изображены четыре евангелиста, держащие в руках свитки с латинскими первыми словами своих Евангелий.
Из арабо-норманнских церквей Сицилии только Палатинская капелла и Марторана имеют классические купола. В отличие от аналогичной мозаики купола Мартораны, работавшие в Палатинской капелле мастера точно вписали фигуры в геометрию купола, так что все фигуры с учётом перспективы имеют правильное сложение и рост. Иконография мозаик купола Палатинской капеллы строго византийская, все персонажи размещены в соответствии с принятой иерархией. Золотой фон мозаики, парадные одежды Христа, ангелов и святых должны были наводить зрителей на мысли о неизреченной славе Царства Небесного.
Мозаики апсиды.
Мозаики центральной апсиды Палатинской капеллы по замыслу и композиции напоминают мозаики соборов Чефалу и Монреале. В конхе апсиды вновь представлен образ Христа Пантократора. В отличие от изображения в куполе Христос здесь держит в левой руке Евангелие, причём надпись сделана и на греческом (слева), и на латыни (справа).
В нижнем ряду, напоминающем классический деисусный ряд византийского иконостаса, представлена сидящая на троне Богородица, по её левую руку — апостол Пётр и Мария Магдалина, по правую — Иоанн Креститель и апостол Иаков.
Образ Христа Пантократора в конхе апсиды выполнен при Рожере II и сохранился в первозданном виде, а фигуры Марии и святых были отреставрированы в конце XVIII века. В результате не слишком удачной реставрации фигура Богородицы приобрела не свойственную византийскому канону позу (сидит с полусклонённой налево головой), что придаёт этой части мозаики эклектический вид — сочетание византийской мозаики XII века и барочного изобразительного искусства XVIII века.
Центральная апсида обрамлена триумфальной аркой, на которой по византийскому обычаю представлена динамичная сцена Благовещения (схожую композицию можно видеть в Марторане и соборе Монреале). Фигуры архангела Гавриила (слева) и Богородицы (справа) представлены в полу-анфас, так что они обращены одновременно и к друг другу, и к молящимся. Гавриил простирает руку к небесной сфере, оттуда исходит ещё одна рука, от которой голубь в луче света летит к Марии. На внутренней поверхности арки представлены архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа), а над ними символическое изображение Престола уготованного. Все действующие лица подписаны на греческом, а дополнительные поясняющие надписи выполнены на латыни.
Симметрично центральной апсиде слева и справа расположены северная и южная, алтари в которых посвящены соответственно апостолам Петру и Павлу. Схожая композиция была повторена затем в соборе Монреале.
Мозаика в конхе северной апсиды представляет апостола Петра, в нижнем ряду представлены Иосиф с отроком Иисусом, слева от них — апостол Варнава, справа — первомученик Стефан. Мозаики нижнего ряда несут на себе отпечаток реставрации конца XVIII века, в результате которой изображения Иосифа и Иисуса скорее схожи с барочными, чем византийскими прототипами.
Нетронутым последующими реставрациями остались мозаики ряда, расположенного над конхой апсиды. Здесь представлены Богородица с Младенцем и стоящий по ее правую руку Иоанн Креститель. С этим рядом связан любопытный оптический эффект, отмеченный Отто Демусом. Для зрителя, находящегося в капелле, фигура Богородицы кажется смещённой относительно центра. Но если смотреть на эту мозаику из большого окна северной стены, образ Богородицы оказывается как раз в центре видимого пространства стены. Демус делает вывод, что указанное окно, сообщающееся с внутренним пространством Норманнского дворца, выполнено на месте балкона, с которого король в XII веке мог наблюдать за богослужением (существующее в капелле королевское место выполнено только в XV веке). Свод на северной апсидой завершается сценой Вознесения Христова.
Мозаика в конхе южной апсиды представляет апостола Павла, в нижнем ряду представлены праведная Анна с отроковицей Марией, слева от них — апостол Филипп, справа — великомученик Себастьян. Мозаики нижнего ряда, также как и северной апсиде, подверглись неудачной реставрации XVIII века.
Мозаики трансепта (евангельский цикл и святые).
Южная апсида с мозаикой Рождества Христова.
Мозаики южной ветви трансепта и часть мозаик южной апсиды образуют единый смысловой цикл, посвящённый евангельским событиям. Этот цикл был выполнен греческими мастерами в царствование Рожера II и относится, тем самым, к древнейшей части капеллы. Иконография этих мозаик безупречно византийская: надписи греческие, фигуры статичны, перспектива изображений и пейзажи достаточно условны.
Открывается цикл многоплановой мозаикой, представляющей Рождество Христово. В центре Богородица, полусклонённая к скале (характерная для иконы Рождества связь с пророчеством Даниила о «горе несекомой»), поддерживающая Младенца, лежащего в яслях. Прямо на Младенца падает луч от Вифлеемской звезды. Над яслями склонились бык и осёл. В нижнем левом углу за происходящим наблюдает Иосиф, а в верхнем левом — в Вифлеем направляются волхвы. Эти же волхвы в правой части мозаики поклоняются Младенцу. Верхнюю часть мозаики заполняют многочисленные ангелы, поющие «Слава в вышних Богу».
Затем повествование переносится в правую часть трансепта. Здесь последовательно изображены следующие события:
Верхний регистр: сон Иосифа с указанием бежать в Египет; бегство в Египет (Богородица едет на осле, Иосиф несёт Иисуса на плечах, семейную сцену замыкает Иаков с узелком на плече);
Средний регистр: Крещение Господне; Преображение; воскрешение Лазаря;
Нижний регистр посвящён большой мозаике, посвящённой Входу Господню в Иерусалим;
Свод над трансептом: сошествие Святого Духа на апостолов.
Крещение и Преображение (южный трансепт).
Мозаики выдают византийское происхождение мастеров многочисленными иконографическими условностями. Так Иордан в сцене Крещения напоминает из-за отсутствия перспективы скорее водопад, чем реку; воскресший Лазарь выходит не из пещеры, а из саркофага в мавзолее, причём один из свидетелей сцены затыкает нос, не вынеся запаха тления. Впрочем, присутствуют и не свойственные Византии черты, например, подчёркивание особой роли Петра. Так в сцене Входа в Иерусалим Иисус отдельно беседует с идущим рядом Петром (преемник которого, папа, был сюзереном Сицилийского королевства), в то время как прочие ученики почтительно следуют сзади, а при воскрешении Лазаря Пётр стоит непосредственно за Иисусом и объясняет прочим ученикам смысл происходящего.
Мозаики в верхней части северной части трансепта не сохранились, и поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что евангельский цикл продолжался дальше. Сравнение с аналогичным «праздничным» мозаичным циклом более позднего собора Монреале показывает, что в Палатинской капелле вполне могли быть изображены события Страстей Христовых и Воскресения.
Нижний регистр мозаик северного трансепта содержит галерею изображений восточных Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Николая Мирликийского. В XVIII веке часть свободного пространства рядом была заполнена мозаичными изображениями мучениц Агаты и Люсии, покровительниц Сицилии, и Екатерины Александрийской.
Цикл из Книги Бытия — мозаики главного нефа.
Авраам и святая Троица.
Бог заключает завет с Ноем.
Жертвоприношение Авраама.
Лестница Иакова.
Мозаики главного нефа представляют собой законченный цикл на сюжет книги Бытия. Эти мозаики были выполнены в царствование Вильгельма I Злого местными мастерами, следовавшими византийским образцам. Вместе с тем, в иконографии наблюдаются определённые вольности, привнесённые западной традицией, в сторону большей экспрессивности образов.
Мозаики главного нефа последовательно отображают следующие эпизоды Бытия.
Жития апостолов Петра и Павла — мозаики боковых нефов.
Савл в Дамаске.
Мозаики боковых нефов выполнены сицилийскими мастерами в царствование Вильгельма II Доброго в 1166 — 1189 годах. Сюжеты для этого цикла заимствованы из Деяний святых апостолов и легендарных житий апостолов Петра и Павла. Мозаики последовательно изображают сцены.
Королевский трон и западная стена.
Королевский трон капеллы.
Оформление западной, противоположной апсиде, стены капеллы относится уже не к норманнской, а последующим эпохам. По данным различных источников, работы здесь были выполнены в XIII веке, то есть при Гогенштауфенах, или в XIV веке, в эпоху Арагонской династии. Надпись на тронном месте свидетельствует, что работы были завершены уже после присоединения Сицилии к владениям Арагона — в 1460 году, при «Иоанне, короле Сицилии», то есть Хуане II Арагонском.
Центральное пространство западной стены занимает королевское или тронное место. Собственно размеры этого сооружения таковы, что можно говорить о целой королевской ложе — ширина тронного места соответствует ширине центрального нефа капеллы, а высота — высоте колонн, разделяющих пространство капеллы на нефы. Пол, ступени, «спинка» и «подлокотники» трона богато отделаны мраморной инкрустацией и мозаикой, в которых традиционный римский стиль Космати переплетается с арабскими геометрическими и растительными мотивами. О власти монарха напоминают мозаики с гербом королей Арагона и Сицилии (в четырёхчастном щите две четверти выделены для арагонского герба, а две оставшиеся — для сицилийского) и двумя львами.
Королевское место поднято над основным пространством капеллы на пять ступеней, расположено прямо напротив главного алтаря и по высоте уровнено с пространством пресбитерия. Такое положение трона и его нарочитое великолепие соответствует скорее византийской, чем западной традиции. Таким образом, даже в XV веке был жив обычай видеть в сицилийских королях законных преемников византийских императоров. Арагонские монархи, хоть и не обладавшие властью Отвилей и Гогенштауфенов, считали необходимым поддерживать традицию и всячески подчёркивали особое сакральное понимание своей власти.
Христос с апостолами Петром и Павлом на западной стене капеллы.
Такое понимание природы королевской власти на Сицилии ещё более подчёркивается мозаикой над королевским местом. На ней в третий раз в капелле (предыдущие два — в куполе и конхе главной апсиды) изображён Христос Пантократор, с нимбом в виде греческого креста, в царских одеждах, благословляющий правой рукой, а в левой — держащий закрытое Евангелие. Христу предстоят апостолы Пётр и Павел (по правую и левую руку соответственно), а в воздухе парят архангелы Михаил и Гавриил.
Размещение образа Христа Пантократора не в алтарной части и не в куполе, а над троном не встречается ни в одном другом сицилийском храме. Палатинская капелла, в качестве личной часовни сицилийских монархов, показывает, насколько живучей оказалась византийская государственная традиция на Сицилии. Именно здесь с наибольшей силой воплощена идея особой связи монарха с Богом, короля с Царём царей.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).